Каратели
- Оригинальное название: Vigilante.
- Производство: США 1983г.
- Режиссер: Уильям Ластиг.
- В ролях: Роберт Форстер, Фред Уильямсон, Рутания Альда, Вуди Строуд, Джо Спинелл, Ричад Брайт, Дон Блэкли, Кэрол Линли.
Через два года после своего мрачного и кровавого хоррора «Маньяк» режиссёр Уильям Ластиг принимается за съёмки триллера «Каратели», который выходит на экраны США 4 марта 1983 года. На этот раз Ластиг работал в совершенно другом жанре, но не изменил себе и наполнил своё детище насилием и жестокими сценами. Картина понравилась зрителям и пользовалась особой популярностью в Великобритании и Скандинавии, а вот японцы встретили это кино холодно и их страна была единственным местом, где картина не принесла дивидендов.
Главным героем фильма является Эдди Марино (Роберт Форстер), простой человек, который живет в опасном районе, кишащем преступностью, и водит дружбу с бывшими полицейскими, негодующими по повожу всего этого беспредела. Его лучший друг Ник (Фред Уильямсон) всегда носит с собой оружие и периодически вместе с друзьями устраивает взбучку самым отпетым отморозкам, в то время как сам Эдди не приемлет насилие и считает, что преступников нужно наказывать по закону. Но он быстро меняет своё мнение, когда к нему в дом врывается банда и нападает на жену и ребенка. Жена чудом осталась жива, а ребенок был буквально разнесен на части выстрелом в упор. После этого следует судебный процесс, на который привели лишь одного члена банды и то дали ему мизерный срок с отсрочкой на пару лет. Теперь Эдди готов присоединиться к своим друзьям и начать карать мразь, а заодно найти тех отморозков, которые отняли у него самое дорогое…
На этот раз Уильям Ластиг предлагает своим зрителям ультрадинамичный и сверхжесткий триллер, полный погонь, перестрелок, кровавых убийств и стычек с бандитами. Всё это мне чем-то напомнило франшизу Майкла Уиннера «Жажда смерти», герой которой также потерял близких и стал мстителем. Только там он действовал один, а тут целая команда опытных бойцов, готовых зачистить весь город.
Единственным минусом данного творения является сценарий, который временами лишен целостности, в результате чего фильм смотрится как нарезка отдельных зарисовок общей тематики, а временами настолько наивен, что нет слов. Я, конечно же, не знаком с законодательством США, но в одной сцене судья говорит, что «у подсудимого не было уголовного прошлого», а в следующий же момент прокурор утверждает, что у него «было более 20 арестов», на что получает ответ «у подсудимого хорошая репутация и мы не будем говорить о прошлом». По-моему, его освобождение притянуто за уши. И такие сцены имеются по всему фильму. Понятно, что авторы хотели «раздраконить» зрителя несправедливостью, чтобы потом утолить его жажду мести большим количеством экшена и насилия с участием группы карателей.
Поначалу Ник и его друзья идут по верному пути и пытаются выйти на руководителей преступного мира, но постепенно ближе к финалу начинают и размениваться на мелкую сошку, а заканчивается всё это сражением Эдди с теми, кто непосредственно принес горе в его семью. Не скажу, что это плохо смотрится, но мне кажется, что от этого фильм лишен целостности и временами смотрится как набор склеенных сцен общей тематики.
В остальном же, картина весьма и весьма хороша. Нас ждут многочисленные убийства, часть из которых весьма жестоки, качественно поставленные драки, крутые погони на автомобилях и «приключения» главного героя в тюрьме, которого туда посадит на 30 дней судья за нарушение дисциплины. Преступный мир также отвечает насилием, что позволит авторам показать ряд кровавых сцен и убийств. И всё это сопровождает стильная и качественная музыка Джея Чэттауэя.
Первоначально роль Эдди планировали отдать Тони Музанте, но после того, как тот отказался, Ластиг отдал её Роберту Форстеру и, в принципе, не прогадал, ибо Форстер отлично передал всю гамму чувств главного героя: от печали и меланхолии до ненависти и ярости. Фрэд Уильямсон, как всегда, отлично смотрится в роли крутого экс-копа, а Вуди Строуд – в роли заключенного, который спас Эдди от посягательств со стороны тамошних «блатных». Звезда «Маньяка» Джо Спинелл тогда уже прочно сидел на наркотиках и алкоголе, поэтому работать с ним было сущим адом. Он то не являлся на съёмки, то являлся в неадекватном состоянии, но всё же немногочисленные сцены с его участием были благополучно отсняты. Ему досталась роль адвоката. Жаль, что Ластигу не удалось пригласить Каролину Мунро на роль прокурора, она бы смотрелась одновременно экзотично и стильно.
«Каратели» – ещё один добротный фильм в послужном списке Уильяма Ластига. Если бы авторы уделили должное внимание сценарию, то это был бы настоящий шедевр, а так – просто отличная работа не на один просмотр. Рекомендации.