Месть мумии
- Оригинальное название: La venganza de la momia, Vengeance of the mummy, The Mummy's Revenge.
- Производство: Испания 1973г.
- Режиссер: Карлос Ауред.
- В ролях: Пол Нэши, Джек Тейлор, Хельга Лине, Мария Сильва, Луис Давила, Эдуардо Кальво.
В 1973 году культовый испанский актёр и режиссёр Хасинто Молина, более известный как Пол Нэши, пишет сценарий для фильма о мумии. В режиссёрское кресло садится тогда ещё никому неизвестный Карлос Ауред, для которого этот фильм стал первой пробой пера на поприще режиссёрской деятельности. Результатом трудов этих двух людей стал фильм «Месть мумии», вышедший на экраны всё в том же 1973 году.
В прологе нам показывают убийство древнеегипетского фараона Аменхотепа (Пол Нэши), славившегося своими связями с миром тьмы и неимоверной жестокостью. Перед смертью он поклялся восстать из мертвых и завершить свою миссию в далеком будущем. Далее действие переносится в современность, где мы встречаем археолога Натана Штерна (Джек Тейлор), который и находит ту самую гробницу с Аменхотепом. Её доставляют в один из лондонских музеев, и в это же время из Египта приезжает некий Ассад Бей (Пол Нэши), якобы ученый, заинтересованный находкой Штерна. На самом деле это потомок Аменхотепа, который похищает мумию и путем чёрной магии оживляет её…
В Южной Европе было крайне мало фильмов о мумиях (в отличие от той же Великобритании), а уж в 1970-х и подавно этой темой там мало кто интересовался, поэтому «Месть мумии» является довольно уникальным образчиком испанского фильма ужасов о египетском проклятье 1970-х. Правда, весь тот восторг рецензентов на IMDB я не разделяю и отношу данное творение к довольно слабым работам дуо Молина-Ауред, которые в будущем снимут куда более добротные фильмы.
Начнем со сценария. Уж не знаю, где и в каком состоянии писал его Пол Нэши, но конечный продукт содержит в себе немало маразма и нестыковок. Герой Джека Тейлора везде и всегда берет с собой свою подругу, даже когда идет в опасные места и даже когда она сама не горит желанием куда-либо направляться. Обычно мужчина пытается оградить свою вторую половинку от опасностей, а тут всё наоборот. Три девушки идут поздней ночью домой, одна из них отстает и кричит, чтобы те остановились, а они через продолжительное время хватаются её и начинают удивляться «как же так вышло?», хотя во время криков были почти рядом и не могли их не слышать. В ещё одной сцене в канализации мумия убивает полицейского на глазах у его напарника, а тот вместо того, чтобы достать пистолет или бежать, бросается на неё с кулаками. Подобного идиотизма в фильме хоть отбавляй и вдобавок к этому сама история как бы состоит из обрывков связанных общими персонажами сцен, в повествовании нет целостности и структурированности.
Видимо, понимая, что сценарий далек от идеала, а режиссёрского опыта нет, Карлос Ауред сосредоточился на насилии и жестокостях. Зрителю предстоит увидеть многочисленные перерезания глотки, удушья, разбитые черепа и прочие «прелести», показанные без купюр. Вот только качество большинства этих сцен оставляет желать лучшего. Кровь имеет неестественный цвет, сцены прокалывания крайне плохо сняты и во многих из них видно, что жидкость льется из орудия убийства. Но более всего меня потряс момент, в котором один из персонажей, на которого напала мумия, выстрелил из пистолета в дверь. Вместо разбивающегося стекла взору зрителя предстает пятно краски! Ну как можно было оставить эту сцену в таком виде и вставить её в фильм??? И подобного маразма здесь немало. Финал картины слишком прост и примитивен. Если вы ожидаете эффектное сражение с мумией, то не надейтесь. Сражение то будет, но эффектным и напряженным его назвать язык не поворачивается.
Композитором в титрах заявлен Альфонсо Сантистебан. Главная тема фильма и ряд мелодий звучат очень даже хорошо, но часть музыки явно является плагиатом, а то и просто ворована. На протяжении первой половины фильма отчетливо слышны мотивы саундтрека Карло Рустикелли к фильму «Операция «Страх». Временами мне даже казалось, что авторы просто взяли трек Рустикелли и вставили его в фильм, слегка изменив. Ещё одна из мелодий явно напоминает один из треков… «Однажды на Диком Западе», но тут автор хотя бы написал свою версию и просто вдохновился эффектной и талантливой музыкой Эннио Морриконе. Но в любом случае саундтрек является одной из сильных сторон фильма, как и красивые виды ночного Лондона.
На лавные роли были приглашены завсегдатаи испанского кино того времени. Пол Нэши исполняет сразу две роли – Аменхотепа и Ассада Бея. Мне показалось, что в этом фильме он сыграл похуже, чем в других, более качественных испанских ужасах 1970-х. Джек Тейлор не очень подходит на роль археолога и тоже не особо старается. Хельга Лине хороша, но её персонаж на протяжении почти всего фильма играет лишь вспомогательную роль. Комиссара полиции сыграл Луис Давила.
«Месть мумии» пусть и некачественный фильм с несуразным сценарием, но всё же он не настолько плох, как может показаться после прочтения этого обзора. Начинать своё знакомство с Полом Нэши с него не стоит, да и вообще данное кино будет, скорее всего, интересно только преданным его поклонникам.