Дамы и господа
- Оригинальное название: Signore & signori, The Birds, the Bees and the Italians.
- Производство: Италия-Франция 1966г.
- Режиссер: Пьетро Джерми.
- В ролях: Вирна Лизи, Гастоне Москин, Альберто Лионелло, Беба Лончар, Франко Фабрици,
Джиджи Баллиста, Мойра Орфей, Джулио Квести, Стефано Сатта Флорес.
«Дамы и господа» – один из наиболее успешных фильмов одного из лучших итальянских режиссёров Пьетро Джерми. Получивший семь различных наград (в том числе и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля), этот фильм даже демонстрировался в СССР (в слегка урезанном варианте), а за границей он уже давно сличается классикой итальянского кино.
Картина состоит как бы из трех новелл, но персонажи этих новелл «кочуют» друг к другу. Фактически нам показывают групповой портрет группы итальянских провинциалов, поочередно акцентируя внимание на отдельных представителях этой группы. В первой новелле Тино Гаспарини (Альберто Лионелло) претворяется импотентом и рассказывает об этом своему другу-врачу Джачинто Кастеллану (Джиджи Баллиста). Тот откровенно смеется над проблемой друга и даже «тайком» рассказывает об этом общим знакомым, ещё не зная, что история с импотенцией – это хитрая уловка со стороны Тино, чтобы продолжать любовную связь с женой Джачинто…
Во второй новелле мы встречаем банковского служащего Освальдо Бизигано (Гастоне Москин), который устал от своей сварливой и бесконечно ворчащей жены. В один день он знакомится с кассиршей одного из местных кафе по имени Милена (Вирна Лизи) и у них завязывается роман. Узнав об этом, жена устроила скандал, что послужило поводом для ухода Освальдо. Теперь весь город знает о его измене, но жена не сдается и с помощью родственницы пытается воздействовать на мужа путем церковных деятелей и начальства на работе. Всевозможные ухищрения и уловки, интриги и анонимные письма, порочащие честь девушки, дают результат…
Ну и последняя новелла рассказывает о молодой девушке из провинции по имени Ноеме Кастеллан (Беба Лончар), которая оказывает платные сексуальные услуги ряду известных личностей города, после чего приходит её отец, подает на них всех в суд и говорит, что она несовершеннолетняя. Естественно, до суда дело доводить никто не хочет, поэтому мужчины пытаются уладить конфликт полюбовно. Для этого жена одного из них отправляется на ферму отца девушки с крупной суммой денег, но не знает, какую месть незадачливым ухажерам придумал этот человек…
Если Федерико Феллини в своей «Сладкой жизни» показывал богатых людей с их причудами, то Пьетро Джерми решил опуститься ниже и демонстрирует нам жизнь типичного итальянского провинциального городка с его сплетнями, интригами, изменами и другими характерными для общества пороками, причем делает этот так, что, наверное, каждый зритель узнает в том или ином персонаже кого-нибудь из своих знакомых, а то и самого себя.
Если вы планируете просто посмеяться, то этот фильм не для вас, ибо это сатирическая комедия, целью которой было не заставить зрителя плакать со смеху, а показать людские пороки, в данном случае пороки итальянского общества. Ну разве вы не встречали плохо выглядящих сварливых жен со скалкой в руке, загнавших своих мужей под каблук? Или не прибегают ли люди к всевозможным трюкам, лишь бы не раскрыть свою измену? Всё это универсально для многих народов, в том числе и нашего, поэтому данное кино смотреть вдвойне приятно, ибо пороки итальянцев не чужды нашим людям.
После просмотра этого фильма начинаешь понимать, откуда растут ноги у многочисленных итальянских комедий 1970-х, состоящих из нескольких новелл и высмеивающих пороки (правда, в основном сексуальные) всё того же итальянского люда. Только те комедии уже более дешево сняты и ориентированы на более простой люд, а это первоклассная сатира для рафинированной публики с отличной актёрской игрой, красивой операторской работой и, как всегда, талантливой режиссурой великого Пьетро Джерми.