Золотой сфинкс
- Оригинальное название: La sfinge d'oro, The Glass Sphinx.
- Производство: Италия-Египет-Испания 1967г.
- Режиссер: Луиджи Скаттини.
- В ролях: Роберт Тейлор, Анита Экберг, Джакомо Росси-Стюарт (Джек Стюарт), Джанна Серра, Анхель дель Позо.
В середине 1960-х итальянские кинематографисты активно снимали многочисленные подражания Джеймсу Бонду. Порой это были легкие и увлекательные шпионские фильмы, а иногда достаточно напряженные и серьезные опусы. Некоторые картины снимались в экзотических местах и странах (непременно солнечных), что придавало им особую атмосферу. Но малоизвестный режиссёр Луиджи Скаттини пошел дальше и решил совместить шпионское кино с приключениями о поисках сокровищ фараона. Результатом стала картина 1967 года «Золотой Сфинкс».
Американский археолог Карл Николс (Роберт Тейлор) расшифровывает древнеегипетский манускрипт и узнает, что один из фараонов продлевал себе жизнь с помощью специального эликсира, сосуд с которым был замурован в похороненной вместе с ним статуэтке стеклянного Сфинкса. Николс второпях отправляется в экспедицию, а его дочь Дженни (Джанна Серра) должна будет приехать позже и привести необходимые вещи. Вместе с собой Николс берет секретаршу Полетт (Анита Экберг), а впоследствии к ним присоединяется жених Дженни Алекс (Анхель Дель Позо) и загадочный журналист Рэй (Джакомо Росси-Стюарт), с появлением которого некие люди начинают строить козни Николсу и, в конце концов, пытаться завладеть найденным им сокровищем. Но кто стоит за этими людьми? Рэй, который без памяти влюбился в Дженни, неизвестные люди или же вообще бедуинское племя, то и дело совершающее набеги на места дислокации экспедиции? А может всему виной древнее проклятье фараона?
Сюжет фильма крайне интересен и из него могло получиться отличное приключенческое кино. Но вот сценарий, среди авторов которого значатся такие имена как Битто Альбертини и Адриано Больцони, слишком затянут и содержит много ненужного материала. Первая половина фильма практически не содержит действия и посвящена взаимоотношениям разных героев. В первую очередь речь пойдет о романе археолога Карла Николса и его новоиспеченной секретарши Полетт. Роман этот совершенно неинтересен и, если так можно выразиться, неэстетичен. Молодая дама (по сюжету ей вообще чуть ли не 18 лет) настойчиво проявляет знаки внимания к человеку, который годится ей в дедушки. Параллельно этому Дженни знакомится с Рэем, который начинает питать к ней нежное чувство, что приводит к конфликту с Алексом. Всё это очень затянуто и смотрелось бы совсем невыносимо, если бы авторы периодически не демонстрировали красивые виды Египта и памятники его культуры.
Со второй половины фильма начинается экшен. Зрителя ждут многочисленные перестрелки, погони, драки, столкновения с бедуинами, «проклятье фараона» и многое другое. Но некоторые сцены поставлены просто ужасно и вызывают недоумение. Например, в момент нападения бедуинов несколько героев разбрасывают по территории динамит, а когда вооруженные люди на лошадях пересекают эту территорию, с ловкостью стреляют по динамиту, попадая с первого раза и, тем самым, подрывая нападающих. Каким образом с дальнего расстояния в пустыне можно попасть по динамитной шашке, лежащей на земле? Тем более что стреляли люди, далекие от военного ремесла – журналист, археолог и т.п. Взрывается динамит также весьма «мягко», чтобы не повредить лошадей и сидящих на них людей, а также не шокировать зрителя жестокими сценами насилия.
К счастью, дальше фильм становится интереснее и почти полностью переходит на территорию eurospy, оставляя в себе лишь мимолетные нотки приключенческого кино. Сфинкс окажется стеклянным, хотя в названии фильма говорится о «золотом»; за него развернется настоящая борьба, которая позволит авторам показать ещё больше экшена, топорный экзотический танец одной из героинь в плену у бедуинов и достаточно хорошо снятые погони и перестрелки в финале. Всё это сопровождает приятная музыка 1960-х, свойственная именно шпионскому кино.
Очень жаль, что авторы предпочли ориентировать своё творение на шпионский жанр и сделали из некоторых героев подобие секретных агентов и злодеев мирового масштаба. По мне так было бы лучше, чтобы сюжет крутился вокруг загадочного эликсира вечной жизни, спрятанного в древней гробнице, за обладание которым сражаются главные герои. Задатки всего этого были, даже некое действие проклятья фараона, но очень быстро всё это сошло на нет, и картина превратилась в шпионский фильм с элементами экзотики и приключений.
Главную роль исполнил постаревший Роберт Тейлор, который ровно через два года скончался от рака. Из него мог получиться неплохой археолог, но никак не секретный агент и объект желания 18-летней девушки. Анита Экберг исполняет роль этой девушки, и про её игру я ничего сказать не могу, ибо от неё в данном фильме особо ничего не требовалось. Как всегда, было приятно видеть на экране Джакомо Росси-Стюарта, который поначалу находится в тени, а потом выходит на первый план.
«Золотой сфинкс» - не особо удачное смешение шпионского кино с сюжетами о проклятье фараонов и поисках затерянных сокровищ. К сожалению, авторы не смогли балансировать на грани двух жанров, в результате чего картина, в конце концов, скатилась до средненькой развлекательной шпионской ленты. Посмотреть её можно, даже хотя бы ради неплохого экшена в финале и красивых видов Египта, но вряд ли она надолго останется в памяти зрителя.