Зов Дьявола
- Оригинальное название: Sfida al Diavolo, Katharsis.
- Производство: Италия 1963г.
- Режиссер: Джузеппе Веджецци (Джозеф Ве).
- В ролях: Джорджио Ардиссон, Лилли Паркер, Кристофер Ли, Белла Кортез, Ульдерико Шаретта.
Долгое время этот фильм обрастал легендами и был самой загадочной лентой в фильмографии Кристофера Ли. Находились и такие люди, которые утверждали, что его вообще не существовало, но всё изменил недавний показ по итальянскому ТВ, трансляцию с которого бережные коллекционеры записали на DVD-R. Теперь мы можем ознакомиться с самым редким итальянским готическим хоррором с участием Кристофера Ли.
У этого фильма два названия – «Катарсис» и «Зов Дьявола» (именно под ним он шел по ТВ). Первое из них как нельзя лучше отражает сюжет и суть всего фильма, ибо «катарсис» – это довольно обширное понятие, имеющее ряд схожих значений. Но авторы этого фильма, видимо, подразумевали трактовку античной философии: смесь событий и влияние на человека, которые приводят к его изменению в лучшую сторону, процесс очищения и облагораживания человека.
В фильме имеется две сюжетные линии. Одна – вступление, а вторая – это и есть тот самый готический хоррор. В прологе нам показывают человека, за которым охотятся двое гангстеров. Одному из них удается ранить жертву, но мужчина скрывается в ближайшей церкви, где работает некий монах Педро Ромиджио (Пьеро Вида). Мужчина рассказывает ему о том, как он заполучил досье на одного из мафиозных лидеров и хотел получить от него крупную сумму денег в обмен на компромат, но впоследствии документы выкрала его знакомая певичка из местного клуба, а мафия теперь охотится за ним, считая, что он обманул их дона. Монах идет к той самой женщине, и тут мы узнаем, что когда-то давно они были хорошо знакомы, а впоследствии их пути разошлись. Певица, ведущая распутный образ жизни, была крайне удивлена, что Педро стал монахом. И тогда он решает рассказать историю своего перевоплощения из бунтаря и будущего преступника в служителя церкви и Бога…
Шестеро молодых людей и девушек ведут отвязный образ жизни: пьют, гоняют по дорогам на большой скорости, специально провоцируют ДТП и нападают на одиноких водителей. Однажды они также ехали по одинокому шоссе и с наступлением ночи были вынуждены остановиться в готическом замке, который, судя по ужину на столе, был обитаем. Естественно, парни и девчонки опять начали во всю резвиться и даже не заметили появления странного старика (Кристофер Ли) в огромном зале. Этот человек начал говорить, что якшался с тёмными силами и пытался оживить жену, а также то, что она всё ещё где-то прячется в замке. Тому, кто её найдет, он обещает подарить несметные сокровища. Естественно, молодые люди решают попытать счастье и отправляются в загадочное путешествие по тёмным закоулкам древнего строения, которое навсегда изменит их жизни…
Звучит неплохо, не так ли? Правда на деле нас ждёт довольно дешево снятое кино с не всегда ровным и гладким сюжетом, но в то же время смотреть его всё равно интересно. По большому счету авторам не стоило вводить в свой фильм «гангстерскую» составляющую, ибо особой смысловой нагрузки она не несет, но не идет на пользу создания нужной атмосферы. Само поведение молодых людей также временами выглядит неестественно, ибо в реальной жизни они бы уже давно были арестованы или сами бы попали в аварию. Это мелочи, но порой именно из таких мелочей и складывается целый фильм.
Когда главные герои оказываются в замке, вот тут то и начинается готика, а это будет уже где-то по прошествии первой трети фильма. Здесь нас ждёт ряд проходных сцен с продолжительными танцами и тому подобной чепухой и только затем начинается путешествие в глубины неизведанного. Не знаю, что имели в виду авторы, показывая все эти вещи, но идея с загадочным героем Кристофера Ли просто великолепна. Авторы так и не дают явного ответа на вопрос, кто же это такой, но всё же пару раз делают намеки на то, что молодые люди повстречались с Дьяволом.
Само путешествие смотрится довольно интересно и в самом начале сопровождается многочисленными вливаниями алкоголя, что может навести на мысль, будто все последующие сцены – это алкогольный бред главных героев. Они будут долго блуждать по лабиринтам замка, встретятся с призраком жены героя Кристофера Ли и попадут в странную «зеркальную» комнату. К концу путешествия под воздействием ряда «шоковых» событий герои полностью поменяют своё отношение к жизни. Получается, нечисть в этом фильме, фактически, выступает в роли положительного персонажа, наставляющего будущих преступников на правильный путь…
Что же касается готической составляющей, то с этим здесь всё в порядке. Как только герои оказываются в замке, начинается всё то, за что мы любим подобное кино. Зритель сможет вдоволь насладиться красивым чёрно-белым визуальным рядом, убранством замка и приятной музыкой Берто Пизано. Отлично смотрится сцена с явлением призрака жены героя Кристофера Ли, да и подобие зеркальной комнаты тоже смотрится весьма неплохо. Снималось всё это в шикарном замке Orsini-Odescalchi, расположенном возле озера Браччано, в Лацио (Италия). По завершении съёмок было напечатано немало рекламных материалов, но из-за смерти продюсера картина два года пролежала на полке и её премьера состоялась только в 1965 году.
Что можно сказать в завершении обзора? Перед нами не самый лучший, но в то же время интересный представитель жанра готического хоррора Италии. Поклонники подобной продукции обязательно с ней ознакомятся, в том числе и из-за участия иконы жанра Кристофера Ли (экранного времени у которого не более 10 минут), а вот остальным не стоит начинать знакомство с итальянской готикой с этого творения. Хорошее кино, но только для тех, кто, так сказать, «в теме».