Шайтан
- Оригинальное название: Seytan, Turkish Exorcist.
- Производство: Турция 1974г.
- Режиссер: Метин Эрксан.
- В ролях: Джихан Юнал, Джанан Первер, Мерал Тайгун, Экрем Гёккайя.
Метин Эрксан считается одним из лучших режиссёров турецкого кино. Высокие оценки (в том числе и со стороны западных зрителей и критиков) получили такие фильмы как «Засушливое лето» (Susuz yaz, 1963) и «Время любви» (Sevmek zamani, 1965). С наступлением 1970-х фильмы Эрксана стали более простыми и дешевыми, а в 1974 году он снимает рип-офф знаменитого «Изгоняющего Дьявола» Уильяма Фридкина. Именно о нём мы сейчас и поговорим.
Я не буду сильно вдаваться в сюжет этого творения, ибо он детально повторяет американский оригинал. У 12-летней девочки Гюль начинаются непонятные расстройства психики. Её поведение приобретает всё более странный характер, поэтому мать Айтен (Мерал Тайгун) обращается к лучшим врачам города, но и они не в силах поставить диагноз. А тем временем с Гюль начинают происходить воистину странные вещи: кровать в её комнате летает, предметы двигаются, а сама девочка говорит неестественным голосом и выкрикивает сатанинские проклятья. Видя всё это, Айтен обращается к ученому Турулу Бильге (Джихан Юнал), автору книги о сатанизме и злых духах, который не верит в существование дьявольских сил, но меняет своё мнение, увидев Гюль. Для спасения ребенка Турул находит старого имама, который знает обряды по изгнанию демонов из людей…
Экзотическое кино – это всегда интересно, даже тогда, когда режиссёры такого кино один в один переснимают западные шедевры. Именно так поступил Метин Эрксан. Он, не заморачиваясь, переснял творение Фридкина, лишь слегка адаптировав его сценарий под реалии своей страны. Христианство заменено на Ислам, главный герой, мучающийся поисками себя, здесь оказывается ученым, а не священником, как это было у Фридкина, ну и обряды и заклинания, конечно же, тоже не христианские. Честно говоря, я почти ничего не нашел об экзорцизме в Исламе… возможно, что его, как такового, в этой религии вообще нет. Однако показанные в фильме вещи более походят на изгнание Диббука, персонажа еврейского фольклора, злого духа, который вселяется в человека, меняет его личность, а после экзорцизма выходит из кровоточащей раны на ноге (всё это присутствует в фильме).
Конечно же, в плане постановки картина Эрксана сильно уступает ленте Фридкина, ибо турки снимали дешево и не рассчитывали на международный прокат. Однако это не помешало им снять весьма интересное и зрелищное кино, которое вобрало в себя лучшее из оригинала и содержит экзотические для западного зрителя мусульманские нотки. События развиваются быстрее, но «одержимость» девочки менее интенсивная (если так можно выразиться), она не будет кричать проклятья и сквернословить, но в то же время будет двигать мебель, убьет человека и ударит себя несколько раз ножом в промежность. Турецкие кинематографисты слегка изменили внешний облик одержимой: на лице её многочисленные порезы, шея периодически надувается, как у лягушки, а из носа торчит нечто странное (то ли червь, то ли какой-то отросток, я так и не понял). Обряды экзорцизма не сильно отличаются от того, что мы видели в «Изгоняющем Дьявола». Они более простые, но в то же время показывают основные вещи из фильма Фридкина. Авторы даже умудрились подобрать похожую лестницу возле дома, куда выпрыгнет главный герой…
В плане атмосферы фильм весьма хорош. Метин Эрксан создал мрачное мистическое настроение. Одержимая Гюль выглядит весьма устрашающе, а некоторые сцены смотрятся довольно страшно и достойны похвалы, особенно та, где Айтен оказывается один на один в комнате с дочерью, которая уже не является человеком. Выражение лица бесноватой тоже достойно похвалы и выглядит злобно и пугающе. Будет здесь и блевота разного цвета, «фокусы» с мебелью, связь с душой настоящей Гюль и тому подобные вещи. В общем, есть на что посмотреть.
Как и многие коллеги по цеху, Метин Эрксан для своего сугубо коммерческого проекта использовал ворованную музыку. Саундтреком послужили мелодии из самого «Изгоняющего Дьявола», а также композиции Эннио Морриконе из фильма Эдварда Дмитрика «Синяя борода» (Bluebeard, 1972). Использование этой музыки поставило фильм вне закона и навсегда обрекло его на забвение, единственным выходом из которого является распространение пиратских копий с не очень качественными вшитыми субтитрами. Спасибо этим людям за хоть какую-то возможность ознакомиться с данным творением.
«Шайтан» или «Сатана» не претендует на лавры шедевра и его, конечно же, нужно смотреть в отрыве от «Изгоняющего Дьявола» и ни в коем случае не сравнивать с ним. Перед нами динамичное, интересное, мрачное экзотическое кино, которое доставит массу удовольствия любителям weird и wild cinema, всяких редкостей и дикостей. Это кино достойно быть в коллекции любого поклонника фильмов ужасов с широки кругозором. Рекомендации.