Без стыда
- Оригинальное название: Senza vergogna.
- Производство: Италия 1986г.
- Режиссер: Джанни Сирагуза.
- В ролях: Кристиан Борромео, Мализа Лонго, Дино Страно (Дин Стрэтфорд),
Габриэле Тинти, Рита Сильва, Сандра Маллени, Пол Мюллер (нет в титрах).
Джанни Сирагуза, чья не самая активная деятельность пришлась на 1970-1990-е гг. прошлого века, относится к тому многочисленному классу итальянских режиссёров, которые трудились на ниве экспло. В 1986 году Сирагуза снимает ленту «Без стыда», о которой и пойдёт речь далее.
Подросток Андреа - единственный сын четы де Марки, состоящей из землевладельца Джорджио и его жены Алессии. Жизнь Андреа нельзя назвать полноценной из-за отказа ног, что делает его прикованным к инвалидной коляске. Наибольшие мучения младшему де Марки приносит сексуальная неудовлетворённость...
В основе этого фильма лежал сюжет, написанный известным мастером своего дела Пьеро Реньоли, он же совместно с Сирагузой создавал сценарий. Ничего принципиально нового придумано не было, поскольку тема кризиса внутрисемейных отношений уже не раз использовалась в жанровом итальянском кино, но несмотря на это «Без стыда» получился неплохой картиной, даже претендующей на драматическую составляющую.
Итак, Андреа де Марки находится в том возрасте, когда бурно развивающийся организм активно вырабатывает гормоны, отчего мысли сексуального характера бередят ум. Но частичная парализованность подростка выводит его из игры, так как представительницы противоположного пола не воспринимают Андреа всерьёз. Ситуация усугубляется ещё и тем, что окружающая молодого человека реальность наполнена развратом. Отец Андреа несмотря на свой возраст и брак просто одержим женщинами и спит со всеми, кто подворачивается ему под руку: с работницей фермы, домашней служанкой, местной крестьянкой и, конечно же, с женой. Немногочисленные приятели инвалида тоже весьма развратны, вплоть до того, что они занимаются сексом прямо у него на глазах. Андреа любит проводить время в наблюдении за чужой интимной жизнью, делая это с помощью подзорной трубы или просто подглядывая. Он часто доводит себя до самого настоящего исступления: увиденное им будоражит его воображение, но он понимает, что ему никогда не достичь желаемого, то есть женского тела. Все попытки подростка овладеть кем-либо заканчиваются ничем: его знакомая дразнит его своим непристойным поведением, но в решающий момент отталкивает Андреа от себя; служанка Арета и скотница, которых юный де Марки фактически пытался изнасиловать отбиваются от его домогательств и после этого начинают относится к сыну хозяев с крайним презрением (одна из девушек в ярости советует незадачливому пареньку «Трахнуть самого себя»)...
Но однажды привычный ход вещей меняется. Джорджио де Марки гибнет в результате несчастного случая на лестнице и Алессия остаётся без любимого мужчины. Эта ещё молодая женщина начинает быстро испытывать дискомфорт от отсутствия партнёра, хотя за ней настойчиво ухаживает друг семьи Массимо, знаки внимания которого вдова отвергает по соображениям морального характера (хотя ей было прекрасно известно о «подвигах» покойного мужа). Но самое главное заключается в том, что теперь Алессия пристальнее приглядывается к собственному сыну и понимает, что невозможность удовлетворить свои половые потребности не только причиняет ему массу страданий, но и постепенно сводит его с ума. А Андреа в свою очередь приходит к выводу о том, что единственной женщиной, способной дать ему желаемое, не оттолкнув и не оскорбив, может быть лишь та, которая дала ему жизнь...
Первая половина фильма смотрится как самый обыкновенный sexploitation и фактически состоит только из череды эпизодов, где Андреа становится свидетелем очередной сексуальной сцены и вновь погружается в депрессию из-за осознания неспособности удовлетворить себя естественным способом. Вторая половина ленты выглядит более интересной, так как тут к эротике добавляется достаточно серьёзная драматическая проблематика. Потеряв мужа, Алессия де Марки борется со своей натурой, требующей нового мужчину. Бороться со своими влечениями Алессии очень сложно, ибо она оказывается меж двух огней: женщину возбуждает тот факт, что служанка очень быстро находит себе нового любовника в лице местного почтальона, который навещает её по ночам, а её саму активно домогается Массимо. Главным же откровением для Алессии становится её собственный сын, на которого она не обращала особого внимания ранее. Теперь же ей становится отчётливо видно, что Андреа уже не ребёнок и у него, как и у любого другого юноши этого возраста, есть конкретные физиологические потребности, которые ему в силу определённых обстоятельств не суждено удовлетворить. Обстановка нагнетается всё сильнее и сильнее ближе к финалу: некоторое время будет существовать специфический любовный треугольник Алессия - Массимо - Андреа и режиссёр представит зрителю интересную развязку, которую, правда, несложно предугадать самостоятельно.
Картина снималась в Виареджо - курортном городе на побережье Лигурийского моря, но насладиться красотами этих мест не удастся, так как почти всё действие «Без стыда» проходит на построенной в 1907 году Villa Jacopini и в её окрестностях, хотя в самом начале фильма некоторое время демонстрируется какой-то местный праздник навроде фестиваля. Актёрский состав, привлечённый Сирагузой, скромен. Роль страдающего от невозможности получить сексуальную разрядку подростка сыграл Кристиан Борромео, которому на момент съёмок было почти 26 лет, но внешне он действительно походил на эфеба. Мализа Лонго играла мать Андреа и, на взгляд автора этих строк, ей удалось правдоподобно воплотить образ женщины, чьё существо страдает от мысли о необходимости преступить табу ради сына. Безвестному Дино Страно досталась не требующая особых усилий роль помешанного на женщинах Джорджио, а муж «итальянской Эммануэль» Лауры Джемсер Габриэле Тинти засветился в образе Массимо.
«Без стыда» - неплохой, особенно по меркам позднего итальянского кино, фильм. Режиссёру удалось не сбиться на банальную эротику и снять сбалансированную в сюжетном плане картину, затрагивающую серьёзную и запретную тему.