Любовный ритуал
- Оригинальное название: Rito d'amore, Ritual of Love, Love rituals.
- Производство: Италия-Франция-Германия 1989г.
- Режиссер: Альдо Ладо.
- В ролях: Беатрис Ринг, Ларри Хакманн, Домициано Арканджели, Матьё Каррьер, Алида Валли, Клаус Лёвич.
В июне 1981 года вся Франция была потрясена историей, фигурантами которой оказались иностранные студенты всемирно известного университета Сорбонна: японец Иссэй Сагава и голландка Рене Хартевелт. Изучавший английскую литературу Сагава пригласил к себе домой свою однокурсницу Хартевелт, где убил её выстрелом из винтовки, а потом употребил части тела погибшей в пищу. Впоследствии преступник был признан невменяемым, депортирован на Родину, где он, отбыв незначительный срок в психиатрической клинике, был выпущен на свободу и даже стал пользоваться в обществе некоторой популярностью. Восемь лет спустя этот страшный случай вдохновил Альдо Ладо, не последнего в мире итальянского кино деятеля, на съёмки фильма, получившего название «Ритуал любви».
Валери живёт в Париже и мечтает об известности. Девушка активно занимается вокалом, хореографией, снимается в рекламе и даже позирует обнажённой. Эти занятия отнимают у неё много времени и сил, но она находит способы и для организации своей личной жизни, встречаясь с молодым человеком по имени Питер, джазовым музыкантом. Однажды Валери знакомится с Юро, молодым японцем, осевшим во французской столице и изучающим искусство портретистики. Юро практически сразу же увлекается своей новой знакомой, но последняя поначалу не воспринимает японца всерьёз, будучи поглощённой чувствами к Питеру. Но вскоре между Валери и её любовником возникает некоторый разлад, связанный с тем, что музыкант из-за занятости не смог морально поддержать свою девушку в непростой для неё жизненный момент. Неожиданно для себя Валери сходится с Юро и между ними возникают определённые отношения, крепнущие изо дня в день. Но отношения эти выходят за рамки чисто любовных, ибо в них много болезненного и извращённого, что в конце концов приведёт обоих к трагическому финалу...
Альдо Ладо не стал просто переносить на экран произошедшую в июне 1981 года в Париже историю, а снял её парафраз. Например, Иссэй Сагава рассказывал следствию и обследовавшим его врачам-психиатрам, что он выбрал Хартевелт в качестве жертвы из-за её здоровья и красоты, всего того, чего не было у него самого. Считавший себя болезненным и некрасивым Сагава, думал, что он сможет забрать «силу» своей однокурсницы, съев части её тела. Экранный же прототип Сагавы, Юро, не имеет поводов для комплексов, связанных с внешностью. Его облик очень аристократичен: худощавое телосложение, тонкие черты лица, манеры, интеллигентный вид - всё это никак не может сформировать комплекс неполноценности. Юро может похвастаться не только хорошими внешними данными: кроме этого он ещё и эрудирован, хорошо рисует и имеет в своём распоряжении большой красивый дом, одиноко стоящий посреди парка. Все эти качества, а также умение слушать и привлекают к нему француженку, уставшую от постоянной борьбы за место под солнцем, проживания в мансарде совместно с подругой и отношений с человеком, львиная доля времени которого поглощается музыкой и работой официантом. Юро открывает фотомодели нечто новое, и она с радостью погружается в водоворот этого любовного приключения.
Casus Сагавы-Хартевелт, разумеется, мог дать Ладо «санкцию» на графические вольности, то есть на показ cruelty и nudity. Но режиссёр, видимо, имел собственный взгляд на то, какой должна быть экранизация этой истории, а потому зритель не увидит в фильме кровавых жестокостей и большого количества откровенных половых сцен. Кинематографист сделал упор на создание мрачноватой и меланхоличной атмосферы. Это ему удалось, но не следует думать, что такого рода атмосферой проникнут абсолютно весь фильм: это не так. «Тьма» и меланхолия в основном наличествуют в сценах общения главных героев. Приличное количество времени уделяется показу жизни Валери. Девушка крутится как белка в колесе, всеми силами стремясь к решению поставленной перед собою задачи: стать известной моделью. Но, несмотря на её трудолюбие и упорство, дела не всегда идут на лад и она вынуждена размениваться на съёмки в рекламе и позирование обнажённой. Единственной отрадой Валери является её бойфренд, но он не может предложить ей почти ничего, кроме секса. Поэтому модель весьма быстро переключает своё внимание на аристократичного и эрудированного азиата, очень выигрышно смотрящегося на фоне джазмена с длинными сальными волосами. Разумеется, с такой же скрупулёзностью демонстрируется и развитие «романа» Валери и Юро, где Эрос соседствует с Танатосом. С течением времени любовники идут в своих желаниях всё дальше: Юро мучим фантазиями, связанными с самурайским мечом и не только, а Валери неожиданно обнаруживает тягу к антропофагии и чуть было не калечит своего партнёра. Нельзя не отметить и специфические диалоги француженки и японца, позволяющие прийти к пониманию их умонастроения. Некоторые сцены достигают крайне высокой степени мрачности за счёт соответствующей музыки, одним из авторов которой был Пино Донаджио. Блеклый визуальный ряд непременно придётся по вкусу любителям сплина и прочего в таком духе.
Сыграть роль Валери Ладо доверил французской актрисе Беатрис Ринг, которая ранее снималась в «Зомби-3». Эта миловидная девушка хорошо справилась с возложенной на неё задачей, правдоподобно изобразив на экране человека, придавленного множеством житейских проблем, который вдруг наткнулся на нечто притягательное и опасное. Неплохо поработал и некий Ларри Хакманн (Юро), чья фильмография ограничилась только данной картиной.
«Ритуал любви» - неплохой парафраз нашумевшей в своё время истории. Альдо Ладо снял неординарный (особенно на фоне кризиса национального экспло) фильм, который наверняка придётся по вкусу всем поклонникам необычного кино.