Кто?
- Оригинальное название: Qui?, Il cadavere dagli artigli d'acciaio, The sensuous assassin.
- Производство: Франция-Италия 1970г.
- Режиссер: Леонард Кайгель.
- В ролях: Морис Роне, Роми Шнайдер, Габриэле Тинти, Симоне Бах.
В 1970-м году англичанин Леонард Кайджель снимает фильм под загадочным названием «Кто?». В Италии картина издается под ещё более изощренным псевдонимом, который намекает на жанр джалло – «Труп со стальными когтями» (Il cadavere dagli artigli d'acciaio). Но на деле это всё же не джалло, а очень стильный, загадочный и увлекательный триллер. Не побоюсь этого слова – перед нами один из лучших французских триллеров 1970-х, который в наши дни незаслуженно забыт.
В прологе мы видим ссорящуюся пару – Марина (Роми Шнайдер) и Клод (Габриэле Тинти) не очень ладят друг с другом. Он ударяет её, она достает пистолет и пытается выстрелить, но промахивается. В следующей сцене они едут в машине, Клод разгоняется и она слетает с обрыва в море. Марина успела выпрыгнуть и теперь она главный подозреваемый в глазах брата Клода Серджа (Морис Роне). Но, несмотря на это, у них завязывается роман. Общаясь с Мариной, Сердж понимает, что она что-то недоговаривает и ведет себя странно. Он также знает, что его брат был невыносимым и жестоким человеком и что он мог довести до белого каления кого угодно. Сама же Марина признается, что даже рада его смерти, ибо он не отпускал её и не позволял разорвать отношения. Однако с недавнего времени её начинают преследовать мысли о том, что кто-то следит за ней. Погиб ли Клод в результате несчастного случая? Или же это было спланированное убийство? И погиб ли он вообще?...
При своей малой продолжительности всего в 74 минуты данная картина уместила столько всего, что иной двухчасовой фильм кажется менее насыщенным. С самого начала фильма режиссёр окутывает зрителя ореолом загадочности и не дает явного ответа на то, был ли это несчастный случай, или же смерть была спланированной. Это же пытается узнать и главный герой Сердж, который также следит за Мариной, проверяет то, что она ему рассказала и даже ставит некое подобие эксперимента: разгоняет машину по направлению к обрыву и смотрит на её реакцию.
Весь фильм зритель, как и Сердж будет теряться в догадках и думать, причастна ли Марина к смерти Клода или нет. И авторы сознательно строят развитие событий так, что смотрящий ещё больше запутывается. Ближе к финалу нас ждёт совсем неожиданный сюрприз, о котором я предпочту умолчать, дабы не раскрывать интригу сюжета. Скажу лишь, что выглядит это не совсем правдоподобно, но зато крайне эффектно. Последние сцены достойны лучших джалло, отдают безумием и иррациональностью… А финал картины закономерен… за преступления рано или поздно придется платить…
Помимо оригинального, запутанного и чрезвычайно интересного сценария у фильма есть ещё ряд сильных сторон. И главная из них – саундтрек. На протяжении всей ленты происходящие в ней события будут сопровождать отличные рокерские мелодии и песни 1960-х, которые было бы приятно послушать даже просто для души в отрыве от видеоряда. Красивые песни, мрачноватые мелодии приходятся везде к месту и привносят в фильм типичную атмосферу конца 1960-х. На мой взгляд, это один из лучших саундтреков из всех, что я слышал.
На главные роли Леонард Кайджель пригласил звезд французского кино. Роми Шнайдер очень хорошо смотрится в роли странно ведущей себя Марины, которая рада смерти своего любовника и очень быстро завязывает роман с его братом, постоянно что-то скрывая и боясь преследования непонятно с чьей стороны. Морис Роне, как всегда, выглядит стильно и очень хорошо исполняет свою партию. В роли Клода выступил хорошо знакомый любителям итальянского кино Габриэле Тинти, муж «Чёрной Эммануэли» Лауры Джемсер. Его внешность как нельзя лучше подходит под образ деспотичного и злого человека, коим со слов Серджа и являлся Клод.
«Кто?» - прекрасный во всех отношениях фильм. И пусть сценарий не без изъянов, но он оригинален, интересен и непредсказуем. Отличный актёрский состав, великолепный саундтрек, грамотная постановка позволяют назвать это творение незаслуженно забытым шедевром в кладовой европейского кино.