Дурное влияние
- Оригинальное название: Plagio.
- Производство: Италия-Франция 1969г.
- Режиссер: Серджио Капонья.
- В ролях: Рей Лавлок, Мита Медичи, Ален Нури, Дино Меле, Козетта Греко, Марко Гульелми.
В 1969 году тогда ещё никому неизвестный актёр Рей Лавлок был приглашен на съёмки фильма «Дурное влияние». Режиссёром выступил неизвестный итальянец Серджио Капонья, финансирование было весьма скудным, а тема фильма нестандартная, сложная и провокационная, поэтому не было гарантий, что эта лента принесет хоть какие-то деньги создателям. Поначалу всё так и шло: в разгар съёмок закончилось финансирование, и большая часть работников покинула съёмочную площадку. По словам Рея Лавлока, фильм доделывало приблизительно 12 энтузиастов, которые работали бесплатно, а самому ему, тогда ещё совсем «зеленому» парню, приходилось помогать оператору.
По словам всё того же Рея Лавлока, картина была довольно быстро изъята из проката в Италии, не только из-за темы, но и из-за двух достаточно откровенных для тех времен эротических сцен. Тогда создатели решили попытать счастья в Японии и продали свой фильм туда, где он в считанные месяцы стал настоящим хитом, приблизив совсем молодого Лавлока к звездному статусу. Чуть позже в ту же Японию продадут и другой его фильм «Преступление Дьявола» (Il delitto del diavolo), который также будет суперуспешным и сделает Лавлока объектом обожания со стороны японской публики. А сам режиссёр Серджио Капонья после молчания в несколько лет снимет военную драму и навсегда покинет кино.
Итак, по традиции, начнем с сюжета. История, рассказанная в этом фильме, весьма сложна и провокационна. Действие происходит в конце 1960-х, во время студенческих волнений и общей нестабильности. На этом фоне авторы рассказывают нам историю влюбленной студенческой пары Массимо (Ален Нури) и Анджелы (Мита Медичи). В один вечер, проезжая на машине по безлюдной улице, они увидели, как несколько человек избивают молодого парня. Массимо решил спасти его от верной смерти, растолкал нападавших и увез их жертву прочь. Позже выясняется, что молодого человека зовут Гвидо (Рей Лавлок), он из богатой семьи и в городе никого не знает. Массимо и Анджела решают составить ему компанию и переселиться из общежития в его роскошную квартиру, что и стало началом странной и запутанной истории нестандартных человеческих отношений. Гвидо постепенно добивается взаимности от Анджелы и пытается внушить Массимо, что это нормально жить шведской семьей и любить друг друга втроем. Поначалу парень сопротивляется и уезжает прочь, но впоследствии «ломается» и поддается странной игре, которую ведет Гвидо. Постепенно «шведская семья» действительно образуется, но в ближайшем будущем Анджелу и Массимо ждёт трагедия…
Как я говорил выше, сюжет этого творения сложный и нестандартный и я рассказал лишь о «вершине айсберга», не раскрывая тайн и неожиданных поворотов повествования. Над сценарием работал сам режиссёр Серджио Капонья и он снабдил свой фильм достаточно большим количеством странных диалогов, а героя Гвидо сделал эдаким загадочным человеком, словно пришедшим не из нашего мира и невидимым никому, кроме главных героев. Постепенно создается впечатление, что он оказывает словно гипнотическое воздействие на Массимо и Анджелу, ибо они очень быстро подчиняются его воле и добровольно соглашаются играть по его правилам. И если с Анджелой в этом плане всё понятно, то столь быстрое перевоплощение консервативного Массимо в члена «шведской» семьи остается загадкой.
Под, казалось бы, простой историей о «шведской семье» скрывается попытка автора раскрыть сложный характер главного героя. Нам говорится, что Гвидо – выходец из богатого семейства, но мы никогда не увидим его родителей. Он свободно распоряжается деньгами и имуществом и в то же время говорит, что пока ещё не является их полноправным владельцем. В паре сцен он рассказывает о том, что его мать интересовали не дети, а новый муж и что в особенности Гвидо она не уделяла никакого внимания, что и могло спровоцировать душевную травму. Вполне возможно, именно поэтому Гвидо и попытался создать «семью» с Массимо и Анджелой, говоря, что они могут жить втроем и любить друг друга, несмотря ни на что. Вполне возможно, он проецировал на них образ родителей, от которых не получил должной заботы и любви. И доказательством наличия психических расстройств Гвидо является финал этой картины, который, как и бывает во многих подобных итальянских фильмах, не дает прямого ответа почти ни на один вопрос, заставляя зрителя самому строить догадки и делать выводы.
Помимо такой странной истории данный фильм может похвастаться необычной манерой повествования и визуальным рядом. Режиссёр всячески старается подчеркнуть, в какое время происходит действие его фильма, поэтому нам периодически показывают кадры студенческих волнений под жесткую гитарную музыку Джонни Давила, который написал пару настоящих музыкальных шедевров для этого творения. Все герои также являются либо студентами, либо просто людьми этого возраста, а лицо Рея Лавлока, как мне показалось в ряде сцен, было специально припудрено для придания ему неестественного бледного цвета, словно режиссёр хотел подчеркнуть загадочность и «призрачность» этого персонажа. В ряде сцен изображение переходит из цветного в тон сепия, призванный подчеркнуть определенные моменты этой истории. Герои иногда шепчут, иногда говорят вполголоса, а музыка всегда громкая и жесткая.
На главные роли Серджио Капонья пригласил тогда никому неизвестных актёров. Рей Лавлок не нуждается в представлении, и это была его первая крупная роль в кино. В одном интервью он говорил, что сожалеет, что снялся в подобном фильме в столь юном возрасте, ибо такая история требует более серьезного и взвешенного подхода. Ален Нури очень хорошо смотрится в роли Массимо, консервативного молодого человека, который быстро попадает под влияние Гвидо. Ну и роль Анджелы досталась неизвестной актрисе Мите Медичи, которая впоследствии сделает неплохую карьеру на ТВ. В этой картине она поучаствует в двух достаточно откровенных для тех времен эротических сценах.
«Дурное влияние» - очень странная и нестандартная лента, но в то же время её можно назвать оригинальной как в сюжетном, так и в визуальном плане. Необычный сюжет, отличная актёрская игра, замечательные песни Джонни Давила и красивый видеоряд делают её приятным развлечением для определенных категорий зрителей. Да, это кино далеко не для всех, но кино интересное, незаурядное и красивое…