Человек Омега
- Оригинальное название: The Omega Man.
- Производство: США 1971г.
- Режиссер: Борис Шагал.
- В ролях: Чарльтон Хестон, Энтони Зербе, Розалинд Кэш, Пол Косло.
«Человек Омега», ходивший у нас на видео под названием «Человек из корпорации Омега» - вторая экранизация признанной классики Ричарда Мэтисона «Я – легенда» (1954). Первой и самой близкой к оригиналу экранизацией этого произведения была чёрно-белая лента 1964 года «Последний человек на земле».
Авторы «Человека Омеги» решили изменить сюжет и заменили вампиров на больных неизвестной болезнью людей. В результате войны с применением бактериологического оружия практически всё человечество вымирает. В живых остается только ученый по имени Роберт Нэвилл (Чаральтон Хестон), который живет один в большом городе, и вынужден противостоять ордену зараженных людей, которые живут почти по средневековым законам и жаждут смерти последнего человека «злобной цивилизации». В один день им удается пленить Нэвилла: ему уготовано сожжение на костре. Но спасение приходит со стороны группы выживших «нормальных» людей под руководством Лизы (Розалинд Кэш). Роберт присоединяется к их группе и постепенно разрабатывает лекарство от неизвестной болезни, но представители ордена отнюдь не спешат излечиться, а скорее наоборот становятся ещё более враждебными…
Из этого фильма мог бы получиться отличный фильм ужасов, но авторы сознательно отходят от этого жанра, демонстрируя минимум насилия и обходя стороной гнилые трупы на улицах. Кровь здесь будет, как и показ этих трупов, но всё это вынужденно и поверхностно, ибо без этого не получилось бы создать нужную атмосферу и рассказать историю. То же самое касается и обнаженки: ожидаемая любовная линия между Нэвиллом и Лизой в плане интима по большей части остается за кадром. Авторы пошли на смелый для того времени шаг и пригласили на главную женскую роль чернокожую актрису Розалинд Кэш, которая очень стеснялась участвовать в мимолетной любовной сцене с Хэстоном.
Очень интересна находка авторов в показе зараженных людей. Несмотря на то, что в фильме они представлены как жертвы какой-то болезни, по мере просмотра понимаешь, что они, скорее, больны ментально, а не физически. Эти люди боятся света, ходят в тёмных робах, поклоняются своему лидеру Матиасу и практически изобрели новую религию, главной особенностью которой является отказ от цивилизации и уход в древнее средневековье (об этом в фильме прямо не говорится, но всё и так видно). И что самое главное – им комфортно так жить, они агрессивно настроены по отношению ко всему, что не вписывается в рамки их узкого мировоззрения. Очень похоже на примитивных религиозных фанатиков (особенно мусульманских, да и наших православных, а также патриотов имени сами знаете кого). Такая же неспособность к мышлению, примитивность, агрессия ко всякому инакомыслию и стремление распространить своё учение как можно шире. В фильме показано, что адепты Матиаса уничтожают произведения искусства и плоды цивилизации. В финале они устраивают пытку главному герою, привязав его к стулу, и уничтожая на его глазах картины, технику, предметы интерьера… А теперь вспомним про уничтожение музеев в Мосуле мусульманскими фанатиками и их желание поработить или уничтожить всё вокруг себя, агрессию ко всему, не вписывающемуся в их мировоззрение... Фильм, своего рода, показывает, возможный сценарий развития событий в цивилизованном мире, если у власти окажутся дикие и фанатичные люди.
Визуальная составляющая фильма прекрасна. Картина источает дух 1970-х – он чувствуется буквально во всём – в интерьерах, музыке, освещении и даже в актёрской игре. Ночные сцены смотрятся достаточно мрачно и зловеще: все эти люди в чёрных робах, атакующие главного героя, пустынные улицы, заполненные трупами, развалины домов – идеальная среда для мрачного фильма ужасов. Да и саундтрек тоже является, своего рода, эталонным для той эпохи.
На главную роль был приглашен Чарльтон Хестон, актёр, не нуждающийся в представлении, чей талант неоспорим. На момент съёмок фильма он думал, что данная картина является первой экранизацией романа Ричарда Мэтисона, а после просмотра ленты 1964 года сказал, что она слишком блеклая и неинтересная. Лидера зараженных сыграл Энтони Зербе, а главная женская роль досталась Розалинд Кэш, для которой этот фильм стал первой крупной работой в кино.
Конечно же, при желании можно найти массу ляпов и неточностей в сценарии «Человека Омеги», начиная от путаницы в датах и кончая тем фактом, что герой ест продукты, колбасу, фрукты, которым уже минимум несколько лет. Но не стоит придираться, ибо картина смотрится на одном дыхании, может похвастаться отличной атмосферой, достаточно большим количеством действия и содержит в своём сюжете массу символов и отсылок к реальной жизни. Достойное кино, к которому захочется вернуться снова.