Глаза без лица
- Оригинальное название: Occhi senza volto, Madness, Gli occhi dentro.
- Производство: Италия 1994г.
- Режиссер: Бруно Маттеи (Герик Монтгомери).
- В ролях: Моника Селлер, Габриэле Гори, Эми Валентино, Фаусто Ломбарди.
Бруно Маттеи был одним из тех режиссёров, которые обошли стороной жанр джалло в 1970-е. В те времена он снимал эротику, nazi-exploitation, зомби фильмы, WIP и другие картины. Но по какому-то странному стечению обстоятельств в 1994 году он вдруг решил обратиться к уже тогда мертвому жанру джалло и выпустил фильм «Глаза без лица».
Джованна Деи (Моника Селлер) – автор комиксов про некоего Доктора Дарка. Днём это обычный человек, а по ночам – убийца-садист, который сначала медленно пытает свои жертвы, а потом вырезает им глаза и вставляет в глазницы стёкла. Комиксы пользуются большой популярностью и приносят авторам неплохой доход, но с недавнего времени в городе объявился настоящий маньяк, который копирует убийства Доктора Дарка, а со временем начинает наведываться к окружению Джованны и оставлять странные сообщения на автоответчике телефона. Орудует он очень умело, следов не оставляет, а некоторые смерти так и вообще походят на самоубийства. Но подозрительный полицейский инспектор поклялся докопаться до истины и со временем он определяет личность убийцы, которая для всех станет настоящим шоком…
Ближе к середине 1990-х Бруно Маттеи начал снимать триллеры, в основном эротические но эта лента снята именно в жанре джалло и стоит особняком во всей фильмографии итальянца. Неудивительно, что она так быстро канула в лету, ибо к тому времени жанр был мертв, а дешевая поделка типа этой вряд ли была интересна большому количеству зрителей. Начиная её смотреть, я думал, что меня ждёт скучная и плохо снятая тягомотина с кучей эротики и парой несуразных убийств, но на деле кино оказалось гораздо лучше того, что я ожидал увидеть…
Здесь мы имеем достаточно хорошо продуманный сюжет с неплохой детективной интригой и неожиданной развязкой. В этом плане картина очень хороша, ибо действительно снята по канонам джалло. Догадаться о личности убийцы практически невозможно, но в то же время это будет один из главных персонажей, как и положено в подобном кино. Выглядит он также традиционно для жанра: человек в чёрных одеяниях со скрытым лицом, кожаными перчатками и колюще-режущими предметами в руках. Особо кровавых убийств здесь нет (за исключением, разве что, одной сцены), но убийца постоянно дает о себе знать и регулярно появляется на экране, приходя за очередной жертвой. Пытки и проникновение острием в мозг через нос нам не показывают, но пара вырезанных глаз и стекол в глазницах будет. Жертвы также как и в лучших картинах жанра в предсмертных муках пытаются оставить послания для полиции, а полицейскому инспектору нужно быть предельно сообразительным и внимательным, чтобы найти мельчайшие улики, которые потом сложатся воедино и выведут на личность убийцы.
Конечно же, это дешевое кино, да ещё и снятое в 1990-е годы, поэтому не стоит ждать красивой атмосферы, стиля и запоминающейся музыки. В этом плане картина более примитивна и проста; в этом она более походит на триллер, нежели на джалло, но описанные выше вещи всё же позволяют её отнести к этому жанру. Тем более, что развязка всей этой истории окажется действительно неожиданной, а финал порадует пусть и не кровавым, но достаточно интересным действием. В этом плане я бы на месте авторов сделал более жесткие и напряженные сцены, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты истории.
Что же касается обнаженки, то здесь её практически нет. Будет только мимолетная эротическая сцена в финале, которая вставлена туда, судя по всему, только для того, чтобы была. По большому счету она там неуместна и смотрится нелепо. Актёрская игра достаточно слаба, но уровень продукции не располагает к выдающимся перформансам.
Что можно сказать в заключении? Картина оказалась значительно лучше, чем я ожидал. Интересный сюжет, пара кровавых сцен, убийца без лица и интригующая развязка делают это кино вполне пригодным хотя бы для одноразового просмотра, если делать скидку на бюджет и год создания. Конечно же, данная работа не идет ни в какое сравнение с фильмами 1970-х, но она и не так плоха, как многие подобные ленты конца 1980-х – первой половины 1990-х. Только для джалло-комплетистов.