Main Reviews
top

Облака

bottom
I nuvoloni
  • Оригинальное название: I nuvoloni.
  • Производство: Италия 1964г.
  • Режиссер: Амази Дамиани.
  • В ролях: Джиа Сандри, Джо Аполлони, Ирина Торелли, Сильвио Ното, Бруно Сципиони, Стелио Танчини, Эрминио Макарио, Марко Моранди.
bottom

В начале 1960-х годов Амази Дамиани перешёл к съёмкам фильмов, оставив позади многолетний период работы в кинематографе на различных должностях, во время которого ему довелось сотрудничать с Джулиано Бьяджетти, братьями Корбуччи и Тавиани. До сих пор нет единого мнения о том, какой фильм является для Дамиани режиссёрским дебютом. Если подходить к этому вопросу строго формально, то «первенцем» следует считать ленту «II naufrago del Pacifico» - таинственную вариацию на тему истории Робинзона Крузо. Съёмки этой картины были начаты французами ещё в 1951 году на Гваделупе, но из-за прекращения финансирования проект был законсервирован и закончен уже итальянцами десять лет спустя (по соображениям экономии работа была перенесена в Рим), но, несмотря на это, он так и не был показан ни во Франции, ни в Италии.

Однако если следовать не букве, а духу, то первым фильмом Дамиани нужно считать «Облака». Получив цензорское разрешение 30 июня 1964 года, «Облака» более полувека пролежали на полке, и их первый (и, по всей видимости, единственный) публичный показ состоялся 14 ноября 2015 года в рамках специального мероприятия, проводимого одним итальянским кинофондом. Причина, по которой первый проект Дамиани, так и не добрался до проката, будет изложена ниже.

I nuvoloni I nuvoloni

После окончания работы над «Облаками» Амази обратился с просьбой о продвижении своего детища на экраны к своей знакомой по имени Анис Нора - осевшей в Риме ливанке, занимавшейся совместно с несколькими партнёрами дистрибуцией и производством американских фильмов. Поначалу «Облака» заинтересовали Нору, и она была готова помочь Дамиани в деле распространения его творения, но с условием, что хронометраж картины будет сокращён. А так как молодому режиссёру явно будет морально тяжело «кромсать» отснятый им материал, то она готова предоставить ему специалиста по монтажу. Дамиани согласился на условия Норы, но работа над перемонтированием сильно затянулась: первый специалист, в своё время работавший с Висконти и Росселини, запросил за свои услуги слишком много денег; второй после нескольких просмотров фильма заявил, что он идеален и ничего менять не надо; третий внушал Дамиани опасения своей любовью к неумеренному потреблению ликёра Campari... В конечном счете, фильм всё же был успешно сокращён, но тут возникла новая проблема: Анис Нора и её компаньоны исчезли из поля зрения Амази. Позднее ему всё же удалось с ней связаться, но его постигло горькое разочарование, так как женщина сухо заявила ему следующее: ни она, ни её партнёры более не заинтересованы в «Облаках», поскольку они целиком и полностью заняты работой над высокобюджетной американской картиной с Юлом Бриннером и Джоном Уэйном (речь явно шла о масштабной военной драме Cast a Giant Shadow, часть которой снималась на студии Cinecitta в Риме).

Молодой провинциал Марчелло Морелли приезжает в столичный город и заселяется в скромный пансион. С собой у него есть немного вещей, столько же денег, киносценарий и мечта снять по нему фильм...

Амази Дамиани не скрывал того, что «Облака» являются лентой автобиографического характера, поскольку он сам когда-то приехал в Рим, имея мало денег, много идей и большое желание служить киноискусству. История Марчелло Морелли - это история той части жизни Дамиани, когда он только начинал делать первые шаги на поприще режиссуры. В некотором смысле данную картину можно считать уникальной, поскольку в оной зрителю предлагается подробное описание кинопроизводственного процесса. Морелли встречается с различными людьми, которые могли бы помочь ему в достижении его цели: то он оказывается в постели с едва знакомой ему женщиной, имеющей отношение к миру кино, которую заинтересовывает написанная им история о монахине, влюбившейся в иконописное изображение святого; то знакомится через неё с Альдо Бранди - влиятельным продюсером; то подбирает актёров; то рассуждает о финансовой стороне съёмок... Конечно, это весьма специфический, но всё же интересный материал. Заметим, что в своём описании скрытого от большинства людей мира кинематографа, Дамиани был предельно откровенен, особенно по меркам того времени. Это касается двух сцен: в одной из них даётся прямой намёк на специфический интерес женатого продюсера Бранди к Морелли, а в другой юная Лаура (соседка Марчелло по пансиону, к которой он явно неравнодушен), мечтающая стать актрисой, легко соглашается на стриптиз в компании почти незнакомых людей, могущих составить ей протекцию. Помимо похождений Морелли некоторое количество времени уделяется и паре других персонажей - таких же творческих людей, приехавших покорять Рим - скромному и трудолюбивому графику Эрнесто и похотливому создателю текстов. Последний рассказывает Морелли, что его вдохновляют женщины, у него есть жена и ребёнок, но это обстоятельство не мешает ему не только постоянно глазеть на других дам, но даже оказывать одной из них интимные услуги. Добавим, что нередко «Облака» классифицируется как комедия и это странно, так как общее настроение фильма весьма печально и меланхолично (особенно ближе к концу) и пара-тройка забавных моментов никак на него не влияет.

I nuvoloni I nuvoloni

Актёрская игра на высоте, несмотря на то, что приглашённые артисты работали бесплатно. Хотя у Дамиани не было вообще никаких денег, ему удалось задействовать в своём первом проекте, в том числе и известных актёров. Так, Сильвио Ното, один из самых узнаваемых в Италии ТВ-деятелей, сыграл продюсера Альдо Бранди - скользкого и неприятного типа, который явно неровно дышит к Марчелло. К слову, слухи о гомосексуальности Ното ходили и в реальной жизни, правда, их основание было более чем шатким: популярного телеведущего (а также актёра и дублёра) подозревали в нетрадиционной ориентации из-за того, что он никогда не был женат и любил уединённый образ жизни. Симпатичная Джиа Сандри, чья актёрская карьера продлилась шесть лет (1964-1970), отлично смотрится в роли жены Бранди. Буквально на несколько секунд на экране появится долгожитель Марчелло Бонини Олас (1 января 2017 года ему исполнилось 100 лет), которого можно было увидеть в ряде фильмов Ренато Ползелли. Только неблагоприятное стечение обстоятельств не позволило Дамиани снять в «Облаках» великого Тото: звёздному актёру понравилась идея фильма и он согласился поработать бесплатно, правда, с условием, что его имя появится в титрах в алфавитном порядке и никак не будет выделено. К сожалению, Амази не смог согласовать с Тото сроки и из-за своей крайней занятости (великий итальянский комик должен был сняться в двух картинах подряд) последний так и не попал на съёмочную площадку к режиссёру-дебютанту. Но всё же Тото внёс свой вклад в картину Дамиани, сделав так, что в ней снялся крайне популярный в Италии комик Эрминио Макарио. Для многих актёров «Облака» были единственным киноопытом. Приятное музыкальное сопровождение к фильму написал Стефано Торосси.

«Облака» - отличный дебют Амази Дамиани. Режиссёр, которому едва минуло 25 лет, смог снять очень качественное кино, даже не имея денег. Да, у этого фильма весьма специфическая тематика и он может быть не совсем понятен тем, кто незнаком с биографией его создателя, но посмотреть его всё же стоит. Хотя бы потому, что «Облака» стали результатом усилий команды энтузиастов, трудившихся из бескорыстного интереса к искусству, и спокойно могущих совмещать работу на съёмочной площадке с добровольным исполнением обязанностей дежурного по кухне.

Автор обзора: Almost Human.
I nuvoloni I nuvoloni
I nuvoloni I nuvoloni
Материал опубликован: 07 ноября 2017 года