Не виновен
- Оригинальное название: Non coupable.
- Производство: Франция 1947г.
- Режиссер: Анри Декуан.
- В ролях: Мишель Симон, Жани Ольт, Жан Дебюкур, Жорж Бреа, Жан Уолл, Шарль Виссье, Робер Дальбан, Франсуа Жу.
Известный французский режиссёр Анри Декуан родился в бедной семье и работал сначала на низкоквалифицированных профессиях, после чего стал профессиональным спортсменом, летчиком, а уже много позже занялся писательской деятельностью, которая и привела его в кино. Этот самоучка подарил мировому кино немало уникальных и качественных картин, высоко оцениваемых публикой и по сей день. Одной из таких картин стал триллер «Не виновен», вышедший на экраны в 1947 году.
Главным героем фильма является доктор Мишель Анслен (Мишель Симон), талантливый врач, но не любимый многими человек, которого исключили из врачебного сообщества за устаревшие методы лечения. Дела идут неважно, и на этой почве он начинает пить. В одну из ночей за Мишелем в дешевый бар приходит любовница Мадлен Бодэн (Жани Ольт), которая предлагает отвести его домой. Тот сам садится за руль, в результате чего на одном из поворотов сбивает мотоциклиста. Достаточно эрудированный и умный Анслен обставляет всё так, как будто это была обычная авария, и полиция быстро закрывает дело. Это прибавило ему уверенности и даже заставило гордиться собой.
Через некоторое время Мишель Анслен узнает, что все дорогие вещи, которые он дарил Мадлен и которые она якобы теряла, оказались в местной лавке, хозяин которой сказал, что купил их у молодой пары. Из описания выходило, что это была Мадлен и владелец местной автомастерской Майо. На следующее утро труп последнего находят в гараже с колотой раной в сердце, которую предположительно нанес человек низкого роста. Далее следует ещё одно убийство, и каждый раз Анслен умело заметает следы так, что в прессе начинают писать о «гениальности» убийцы. Но в один день он узнает, что Мадлен готовится сдать его полиции за приличное вознаграждение, и начинает готовить коварный план…
Эта картина смотрится на порядок лучше многих широко известных голливудских триллеров. И первое, что мне хочется похвалить, это гениальный сценарий Марка-Жильбера Соважона. Это тот случай, когда можно сказать не просто «продуман до мелочей», а «гениальный». Действительно, вы не найдете в фильме ни одного изъяна, ни одной нестыковки, а его сложная структура и запутанность истории будут понятны только при внимательном просмотре и понимании диалогов. Когда постепенно выстроится целостная картина происходящих на экране событий, зритель наверняка ощутит всю красоту и гениальность этого творения.
Авторы показали идеального убийцу, интеллектуала, хитреца, мастера интриг, куда более опытного в криминальных делах, чем все полицейские города вместе взятые. Здесь они выступают в роли слепых котят, которые ничего не могут расследовать, ничего не могут понять, но не в силу своей некомпетентности, а в силу гениальности преступного разума Анслена. Финальные сцены с признанием главного героя также показывают, насколько хорошо он запутал полицию и отвел от себя всякие подозрения.
Параллельно этому авторы препарируют характер Мишеля Анслена, его жизнь и отношения с окружающим его обществом. Сказать, что они натянутые – значит не сказать ничего. Местная интеллигенция и высшие слои презирают его за непохожесть, за отказ следовать в фарватере этого общества и за альтернативные методы работы. Осуждение его образа жизни (пьянство и открытая связь с любовницей) служит лишь ширмой для зависти (ибо он успешен, как врач) и непонимания. Но в то же время бедные слои населения благодарны ему за помощь и за возможность отсрочить платежи за услуги.
По большому счету, в фильме нет положительных персонажей, и он отдает легким привкусом мизантропии. Окружение Анслена выставлено в не самом лучшем свете и, по сути, это оно ответственно за то, кем он стал. Мадлен Бодэн первоначально кажется единственным человеком, единственной тростинкой, которая удерживает главного героя от безумия, но впоследствии она оказывается едва ли не более мерзким существом, чем все остальные.
Атмосфера фильма загадочная, отдающая нотками цинизма и пессимизма. Все преступления, все полицейские расследования остаются за кадром, а на переднем плане всегда эмоции, жизнь и мысли главного героя. Хочется отметить красивую операторскую работу Жака Лёмара, который отлично передал настроение многих сцен игрой со светом и тенями. Чёрная кошка, то и дело появляющаяся в кадре, является как бы предвестником грядущей беды.
Главную роль в фильме исполнил знаковый актёр французского кино того времени Мишель Симон, работавший с такими известными режиссёрами как Рене Клер, Жан Ренуар и Марсель Карне. Посмотрев этот фильм, ещё раз понимаешь, насколько талантливым был этот человек, пусть и не отличающийся «смазливым» внешним видом. Он мастерски передал различные эмоции своего героя: «помутненное» алкоголем сознание, пессимизм на грани самоубийства, гордость самим собой, ярость на отвергшее его общество и разочарование в собственной жизни. Не отстает от него и миловидная Жани Ольт, которая в начале фильма предстанет в образе ангела – хрупкой и заботливой Мадлен Бодэн, а с течением времени превращается в беспринципную, алчную и хитрую женщину. Остальные актёры тоже на высоте, но Симон и Ольт затмевают их своей великолепной игрой.
«Не виновен» – настоящий шедевр французского кино, эдакий необычный film noir с детально продуманным, умным и оригинальным сюжетом, великолепной игрой актёров, красивейшей операторской работой и приятной загадочной атмосферой с нотками цинизма и мизантропии. Однозначно высшая оценка с занесением в список любимых фильмов.