Main Reviews
top

Ночные тени

bottom
Nachtschatten
  • Оригинальное название: Nachtschatten.
  • Производство: ФРГ 1972г.
  • Режиссер: Никлаус Шиллинг.
  • В ролях: Эльке Хальтауфдерхайде (Эльке Харт), Йон Ван Дрелен.
bottom

Слово «Nachtschatten» с немецкого переводится как «паслен», но также можно разделить его на две части и получится «Ночные тени». Не будучи знатоком немецкого языка, я всё же предпочту выбрать второй вариант, ибо название растения никак не отражает суть этой гипнотической ленты.

«Ночные тени» – это первая продюсерская работа немецкой актрисы Эльке Хальтауфдерхайде и её первое сотрудничество с оператором и режиссёром Никлаусом Шиллингом, который также написал сценарий. Официально «Ночные тени» относят к жанру ужасов, но традиционным фильмом ужасов это творение не назовешь.

Nachtschatten Nachtschatten

Ян Экман (Йон Ван Дрелен) прибывает в маленький немецкий городок с целью подыскать себе хороший дом. Он находит объявление в газете и отправляется по указанному адресу. Дом оказался закрыт, но настойчивый Экман находит второй вход и попадает внутрь, где встречается с хозяйкой Эленой (Эльке Хальтауфдерхайде). Та с удовольствием показывает все комнаты, кроме одной, мотивируя это тем, что там не убрано и что она похожа на её спальню. Тут же девушка приглашает Яна немного погостить или хотя бы провести ночь в доме, но в то же время всяческими способами избегает разговора о цене и других важных деталях. Экман остается на ночь и постепенно узнает, что у Элены был муж, который неизвестно куда делся, а также есть брат, который якобы живет за границей. В один день девушка была крайне холодна, а на другой встречает своего гостя так, будто давно с ним знакома. В почтовом ящике Ян находит газеты трехлетней давности, а Элена старательно сжигает чьи-то письма. Выбравшись в город, Экман узнает, что несколько лет назад Элена потеряла мужа и что обстоятельства его гибели весьма загадочны, а сама девушка начинает вести себя так, как будто Экман и является её мужем…

Я не зря написал в начале обзора, что «Ночные тени» не являются фильмом ужасов в традиционном понимании этого слова. Перед нами фильм-загадка с гипнотической атмосферой, фильм, полный тайн и недомолвок, в котором присутствует всего два персонажа, и разгадать тайну сюжета которого будет под силу далеко не каждому.

Nachtschatten Nachtschatten

Здесь всего два действующих лица – понятный зрителю Ян Экман и полная загадок, с резко меняющимся настроением Элена, которая поначалу будет холодной как смерть леди в чёрных одеяниях, а потом оденет светлое платье и превратится в веселую и добру девушку, источающую любовь к главному герою. Но у неё есть свой страшный секрет, о котором можно только догадываться, ибо авторы не спешат давать зрителю ответы на возникающие вопросы.

Оставшись в доме, Ян видит странный сон, в котором Элена приходит на кладбище и ложится возле могилы с его именем и датой смерти. Она обнимает каменную плиту, целует её, а в это время в комнате спящего Экмана кто-то появляется и тоже пытается поцеловать его. Проснувшись, главный герой только успел увидеть закрывающуюся дверь. Надо сказать, что мрачное настроение, редко появляющаяся музыка в стиле drone ambient (фактически это будет одна и та же мелодия) и интригующий сюжет нагоняют саспенс и страх куда лучше всякого действия и «понятных» ужасов. Страх перед неизвестностью, страх перед неведомым – самый сильный страх.

Фильм представляет собой гипнотическое мрачное полотно, атмосфера которого плотно обволакивает зрителя, словно душный ночной кошмар, и не отпускает до самых финальных титров. Гипнотизм, беспросветный мрак и загадочность, неясный сюжет натолкнули некоторых зрителей на сравнение «Ночных теней» с «Вампиром» (Vampyr) Карла Теодора Драйзера. Мне же на ум приходит ещё одна забытая немецкая лента под названием «Розы цветут на могиле в болотах» (Rosen bl&$252;hen auf dem Heidegrab, 1952), в которой также как и здесь важную роль играют болота и имеется схожая атмосфера. Несмотря на разный сюжет, у этих фильмов явно есть что-то общее.

Nachtschatten Nachtschatten

С того момента, как Элена падает без сознания на болотах, картина становится ещё печальнее и оставшееся экранное время будет посвящено её общению с Яном Экманом, рассказу о трагической смерти мужа и просьбам не бросать её в последние часы. Что с ней случилось – доподлинно неизвестно (по крайней мере, я так думаю, ибо всё же понял не все диалоги). А финал фильма не дает ответов на возникшие вопросы, позволяя зрителю самому проявить фантазию и поразмышлять, кем была эта Элена, что с ней случилось, и каков мог быть финал этой истории при другом раскладе.

Как уже был отмечено выше, в фильме всего два действующих лица и для того, чтобы эта, по сути, дешевая продукция (скорее всего, снятая на 16 мм) была смотрибельна, нужна была отличная актёрская игра. Женскую роль Эльке Хальтауфдерхайде доверила самой себе, а мужская была отдана ветерану немецкого кино, актёру голландского происхождения Йону Ван Дрелену. Сыграли они хорошо, но мне всё же кажется, что Ван Дрелен не очень подошел для своей роли внешне, ибо он явно много старше своей экранной пассии.

«Ночные тени» – уникальный в своём роде фильм. Никакого действия, ни одного убийства, никаких традиционных ужасов! Только странная химия между персонажами, гипнотическая атмосфера, сопровождаемая действительно редкими вкраплениями дроновых мелодий и загадочная история, таящая в себе невидимую смертельную опасность. Превосходное и в то же время 100%-е кино не для всех!

Nachtschatten Nachtschatten
Nachtschatten Nachtschatten
Nachtschatten Nachtschatten
Nachtschatten Nachtschatten
Материал опубликован: 06 января 2017 года