Неясная смерть
- Оригинальное название: La muerte incierta, The Uncertain Death.
- Производство: Испания-Италия 1973г.
- Режиссер: Хосе Рамон Ларраз.
- В ролях: Мэри Мод, Антонио Молино Рохо, Раффаэле Кури, Розальба Нери, Елена Самарина.
«Неясная смерть» – третья по счету режиссёрская работа Хосе Рамона Ларраза и, наверное, самый «экзотический» его фильм, ибо действие этой ленты происходит в Индии. Это также один из наименее известных фильмов режиссёра.
Как я уже сказал выше, действие фильма происходит в Индии, а главным героем является белый плантатор Клайв Доусон (Антонио Молино Рохо). В своём роскошном доме он живет с сыном от раннего брака Рупертом (Раффаэле Кури) и любовницей Шахин (Розальба Нери). В один день он решает разорвать с ней отношения и уехать в другую страну, но это сильно оскорбило девушку, ибо по обычаям её народа она теперь опозорена и больше никому не нужна. В ту ночь Шахин проклинает весь род Доусонов и этот особняк, а через некоторое время её труп нашли в реке.
Проходят годы, и Клайв возвращается на плантацию с новой молодой женой Брэндой (Мэри Мод). Он уже забыл про Шахин и её проклятье, но оно само о себе дало знать. Поначалу это были видения, потом рычание тигра, которого никто не мог найти, а затем Клайв начал видеть образ Шахин в зеркалах и других отражающих предметах. На фоне постепенно разгорающегося безумия плантатор начинает верить, что Шахин не умерла и что на похоронной церемонии сожгли не её труп, но всё на самом деле куда сложнее и в финале зрителя ждёт жестокая развязка…
В своих оценках этого творения зрители расходятся едва ли не в диаметрально противоположных направлениях: одни хвалят фильм и называют его необычным, в то время как другие считают его скучным, примитивным и неинтересным. Я всё же склоняюсь к тому, чтобы встать на сторону первых и сейчас постараюсь рассказать о недостатках и достоинствах этого творения с учетом своего восприятия.
Итак, первое и главное, что нужно отметить – это развитие событий. Если вы ждёте много действия, крови, обнаженки, призраков, бродящих по дому, то вы явно ошиблись фильмом. Всего этого здесь нет. Это чрезвычайно медлительная лента, авторы которой сосредотачиваются на психологической составляющей и психическом (не)здоровье главного героя. Фактически большая часть фильма отдана показу переживаний Клайва Доусона, его попыткам избавиться от наводнивших мыслей о призраке Шахин и постепенном помутнении рассудка. Второй линией идет его тёмное прошлое: сам плантатор тщательно скрывает, что произошло здесь с его отцом много лет назад, а также имеет весьма странные взаимоотношения с родным сыном, который, как кажется, знает гораздо больше, чем любой из героев этой ленты. Именно этому посвящен весь фильм, а история с призраком служит лишь легким покрывалом, окутывающим эту историю ореолом мистицизма и загадочности. Вполне возможно, что именно из-за этого многим зрителям не понравилось данное творение, ибо они ожидали увидеть мистический фильм ужасов, а получили триллер.
Помимо главной истории с Клайвом Доусоном, авторы рассказывают параллельную, неявную, но важную – историю его сына Руперта. С самого начал фильма этот молодой человек ведет себя странно и кажется, что он знает много секретов отца. Впоследствии он начнет ухлестывать за молоденькой женой Клайва, попутно являясь любовником мадам постарше Сибиллы, жены соседа-врача. В финале всё складывается воедино и моментально идет к развязке.
С самого начала просмотра фильма понимаешь, что снят он был за сущие копейки. И я на 100% уверен, что авторы не ездили ни в какую Индию, а всё снимали у себя на родине, в Испании. Сцены с индусами, с местными ритуалами и дикой природой, скорее всего, были заимствованы из каких-то документальных фильмов. Да и таких сцен немного. К примеру, в один момент нам показывают кадры города Варанаси, священного места для верующих индуистов. Это явно документальные кадры. С рядом других сцен также. Всё остальное явно снято не в Индии…
Главную роль исполняет небезызвестный испанский актёр Антонио Молино Рохо. Честно говоря, мне кажется, что он не очень подходит к этому фильму, ибо его персонаж привлекает двух молоденьких девушек, а внешность постаревшего актёра к этому явно не располагает. Можно было найти кого-нибудь и попрезентабельнее. Его новоиспеченную жену сыграла Мэри Мод, актриса со скудной фильмографией, которой, однако, удалось засветиться в ряде значимых фильмов таких как «Дом, который кричал» (La residencia, 1969) Нарцисо Ибаньеса Серрандора и «Скорпион» (Scorpio, 1973) Майкла Уиннера. Розальба Нери появится только в прологе и будет очень забавно выглядеть в роли индианки, а Елена Самарина станет любовницей сына Клайва Доусона, которого сыграл малоизвестный итальянский актёр Раффаэле Кури.
«Неясная смерть» – довольно хороший фильм, который будет интересен любителям неторопливого кино 1970-х. Конечно же, можно было внести больше мистицизма и реального призрака, бродящего по дому, но и в таком виде фильм было интересно посмотреть. Не шедевр, но крепкая работа.