Умирающие
- Оригинальное название: Morituris.
- Производство: Италия 2011г.
- Режиссер: Раффэле Пиккио.
- В ролях: Валентина Д'Андреа, Андреа Де Брюйн, Дезире Джорджетти, Джузеппе Нитти, Симоне Рипанти, Франческо Мальком.
Одним из самых известных итальянских зомби-фильмов является картина «Ночи ужаса» (Le notte del terrore), снятая в 1980 году Андреа Бьянки и рассказывающая о восставших из мёртвых этрусках, убивших сначала подвернувшегося им под руки археолога, а потом истребивших целую группу людей, приехавших развлечься на выходные в старинный особняк. В 2011 году Раффаэле Пиккио снимает хоррор Morituris («Умирающие»), который, по мнению многих фанатов итальянского экспло, представляет собой парафраз знаменитого фильма Бьянки. Лента Пиккио быстро приобрела популярность у целевой аудитории и была аттестована как true old school italian exploitation.
Показ фильма предваряет цитата из одного из писем Сенеки к Луцилию: Nihil satis est morituris, immo morientibus; cotidie enim propius ad ultimo stamus, et illo undem nobiscadendum est hora nos omnis inpellit, где слово «morituris» становится красным. Смотрится всё это, конечно, зловеще и загадочно, но данная цитата не имеет никакого отношения к тематике фильма. Эти слова переводятся «Близким к смерти, даже умирающим, нам всего мало! А ведь мы с каждым днем все ближе к последнему, и каждый час торопит нас туда, откуда нам суждено упасть» и были написаны великим древнеримским мыслителем в контекте порицания человеческой натуры, часто неспособной удовлетвориться даже богатством и могуществом, несмотря на конечность бытия. Затем идут сцены будто бы снятые старой home movie камерой: некая семья приезжает на пикник в какой-то лес, в котором есть немало остатков античных каменных строений, и вся уничтожается неким убийцей (или убийцами), причём жизни лишается и оказавшийся рядом мужчина, улучивший момент и попытавшейся увести с собой маленькую девочку.
Две девушки, приехавшие в Италию откуда-то из Восточной Европы, знакомятся с трёмя молодыми людьми и продолжают свой путь в их машине. Парни предлагают своим новым знакомым посетить ночью рэйв. Девушки соглашаются, но оказывается, что никакого рэйва нет и в помине: молодые итальянцы завозят туристок-одиночек в тот самый лес и устраивают что-то вроде вечеринки с большим количеством различного алкоголя и наркотиков. Вскоре обе девушки подвергаются сильному избиению и извращённому сексуальному насилию со стороны парней: выясняется, что это трио считает себя «наследниками» декадентской римской аристократии и находит удовольствие в изнасилованиях и убийствах женщин. Тем же самым занимается и брат одного из преступников (судя по майке - фаната «Ромы») - оставшийся в Риме Жак. После чудовищных издевательств над своими жертвами «декаденты» готовятся их убить, но девушкам неожиданно удаётся сбежать, а одной даже нанести двоим обидчикам физический ущерб. Разъярённые насильники пускаются в погоню, а вскоре на авансцене появляются мертвецы-гладиаторы...
Раффаэеле Пиккио удалось снять напряжённый и жестокий фильм, который в сюжетном плане действительно напоминает «Ночи ужаса» Андреа Бьянки, хотя в нём есть и немало от краймов о молодёжных бандах (хотя преступления героев «Умирающих» имеют узкоспециализированную направленность). Если не считать начальной сцены массового убийства на природе, то первая часть «Morituris” представляет собой как раз криминал, нечто в духе «Насилие в Риме» (I violenti di Roma bene, 1976), где, напомним, было преступное сообщество, состоящее, преимущественно, из молодых людей из обеспеченных слоёв общества, возомнивших себя стоящими над «массой». Сначала знакомые туристок выглядят вполне приличными молодыми людьми, и одна девушка даже увлекается своим новым знакомым. Но довольно быстро маски приличия спадают с лиц первертов, и они проявляют свою истинную сущность. Если эта троица предпочитает искать жертв, колеся по дорогам, то Жак творит свои злодеяния в условиях «стационара» - у себя дома (кстати, во время его измывательств над женщиной, на громадной настенной «плазме» идёт «Алый палач» (Il boia scarlatto) Массимо Пупилло). Режиссёр показывает на экране много жестокого насилия: избиения, засовывание сложенных ножниц во влагалище, помещение туда же крысы через стеклянную трубку, рвоту одной из жертв спермой насильника, удушение целлофановым пакетом. Во второй половине «Morituris» походит на слэшер, поскольку зомби-гладиаторы не стремятся, подобно кадаврам из других аналогичных картин съесть людей, а просто-напросто убивают их и зачастую делают это с религиозными целями (в лесу, где обитают усопшие, помимо множества их могил находится и святилище Немезиды - покровительницы гладиаторов). Поскольку Пиккио сотрудничал с самим Серджио Стивалетти, то спецэффекты получились отличные. Но не стоит думать, что тут есть только насилие и больше ничего. Режиссёр смог создать и хорошую атмосферу. Ночной лес, полный могил умерших гладиаторов, отстатков древнеримских построек, по которому блуждают обезумевшие от ужаса люди и охотящиеся на них зомби - смотрится почти великолепно. В этой экстремальной ситуации проявляется реальное внутреннее содержание людей: мужчины-насильники, как этого и следовало ожидать, оказываются полнейшими ничтожествами, а девушки (особенно одна из них) ведут себя героически. Как и в «Le notte del terrore» здесь не будет хэппи-энда и все оказавшиеся в проклятом лесу погибнут. Эффектно выглядит финальная сцена, когда на пустынной, освещённой ярким солнцем дороге, Жак увидит кресты с распятыми на них изувеченными телами. Скажем пару слов и о зомби. Выгялядят они как обычные люди, но тела у них серые, а на головах надеты шлемы с забралами. Мертвецы ловко используют своё гладиаторское оружие.
Актёрская игра хороша, особенно это касается исполнительниц ролей туристок. Любопытно, что роль Жака исполнил Франческо Мальком - известный итальянский porn performer, отдавший ХХХ-кино 16 лет жизни (к слову, Мальком играл сексуального маньяка в известном порнофильме Марио Сальери Mostro dell'autostrada Napoli-Roma).
По традиции, подведём итог. «Умирающие» - неплохой и весьма интересный фильм ужасов, подражающий знаменитому итальянскому gore 1980х и выигрышно смотрящийся на фоне хорроров с компьютерными спецэффектами и скучным сюжетом.