Монахини Святого Архангела
- Оригинальное название: Le monache di Sant'Arcangelo, Innocents from Hell, The Nun and the Devil, The Nuns of Saint Archangel, Sisters of Satan.
- Производство: Италия-Франция 1973г.
- Режиссер: Доменико Паолелла (Паоло Доминичи).
- В ролях: Энн Хэйвуд, Люк Меренда, Мартина Брошар, Орнелла Мути, Пьер Паоло Каппони, Мария Кумани Квазимодо,
Дуйлио Дель Прете, Луиджи Антонио Гуэрра, Клаудия Грави, Джанлуиджи Кирицци.
В 1973 году итальянский режиссёр Доменико Паолелла выпустил на экраны сразу два фильма nunsploitation жанра – «История монахини-затворницы» (Storia di una monaca di clausura) и «Монахини Святого Архангела». Сейчас мы поговорим о второй ленте, которая имела проблемы с цензурой, и называется многими серьезным взглядом на творящиеся в стенах католической церкви дикости.
Сюжет фильма закручивается вокруг Сестры Джулии (Энн Хэйвуд), которая жаждет занять место настоятельницы, после того как предыдущая скоропостижно скончалась. Но у неё есть две соперницы – Ливиния (Мария Кумани Квазимодо) и Кьяра (Мартина Брошар), которые также жаждут заполучить власть. Все они подключают свои связи: у кого-то есть влиятельные родственники за пределами монастыря, кто-то пытается вытащить «скелетов» из шкафа оппонентов или сыграть на любовной связи с мужчиной… Но дальше всех пошла Джулия, которая под видом лечения отравила Ливинию и сдала церковным властям Кьяру за греховную связь с мужчиной, хотя сама также замешана в любовных интригах не только с мужчинами. Вдобавок к этому Джулия пообещала одному церковному чиновнику новоиспеченную послушницу-девственницу Изабеллу (Орнелла Мути). Своей цели она добивается, но дальше начинается церковное расследование, которое порушит судьбы большинства персонажей ленты…
В титрах указано, что это творение якобы основано на реальных событиях и новелле Стендаля «Хроника монастыря Св. Архангела в Байано» (Cronaca del convento di Sant'Arcangelo a Bajano, Франция, 1829). Один итальянский источник указывает, что сходство сюжета этого творения и «Хроник» весьма условное и в основном оттуда взяты персонажи и поверхностно фабула, а остальное – плод фантазии авторов.
Идея фильма интересна, ибо серьезная и обстоятельная критика церкви и её пороков актуальна во все времена, но проблема в том, что авторы подобного кино порой замахиваются на то, что им не под силу. Так случилось и в этот раз. Доменико Паолелла и Тонино Черви написали крайне нудный сценарий и растянули свой фильм более чем на 100 минут экранного времени. Изначально интересная фабула временами полностью пропадает в сети интриг между борющимися за власть монахинями, которым и уделена львиная доля фильма. Причем показано это всё крайне вяло, неинтересно и блекло. Авторы даже не удосуживаются раскрыть характеры главных героинь (а в данном случае это необходимо), показать внятные интриги и междоусобную борьбу и более детально рассказать о коррупции внутри монастыря и за его стенами. Такое ощущение, что смотришь какой-то плохой спектакль, где актёры одни и те же, слова одни и те же, а меняются только интерьеры и декорации.
Большая часть фильма проходит в разговорах (в большинстве своём пустых и неинтересных) между одинаково одетыми женщинами в одном и том же монастыре, красоты и старину которого мы тоже не увидим. Всё это временами прерывается вялыми и довольно целомудренными эротическими сценами, призванными, видимо, раззадорить теряющего интерес зрителя, но без особого успеха, ибо сцены эти под стать самому фильму – неинтересные, скучные и неоткровенные.
И только ближе к финалу фильма начинается церковное расследование со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь зрителя ждёт немного более динамичное действо с пытками и наказаниями, но все они опять таки достаточно мягки по меркам жанра nunsploitation… это должно чем-то компенсироваться, но, как я уже говорил выше, ни внятного сюжета, ни красивых эротических сцен здесь нет. В самом финале главная героиня произнесет обличающие церковников слова, и мы также узнаем, какие церковники алчные и как делят между собой имущество. Данная сцена станет кульминацией всего 100 минутного фильма, но этого недостаточно, чтобы заставить зрителя сидеть перед экраном такое продолжительное время и сформировать у него положительное мнение о данном творении.
На главные роли были приглашены как звезды, так и просто известные любителям итальянского кино актёры. Сестру Джулию сыграла британская актриса Энн Хэйвуд, которая могла бы сделать это гораздо лучше, будь у авторов хоть малейшее желание рассказать о характерах своих героинь. То же самое касается и Мартины Брошар. Пьер Паоло Каппони выступил в роли похотливого церковника, а Люк Меренда в роли более вышестоящего чина, участвовавшего в наказаниях и церковном суде над девушками. Поклонники Орнеллы Мути смогут увидеть свою восемнадцатилетнюю любимицу в роли той самой девственницы, обещанной герою Каппоне. Но раздеваться она здесь не будет.
«Монахини Святого Архангела» могли бы стать одновременно драмой, обличающей церковников, и добротным эксплуатационным фильмом nunsploitation, если бы авторы уделили должное внимание сценарию, ибо всё остальное у них было. А так это крайне скучная, разговорная и вялотекущая лента, просмотр которой со временем превращается в пытку.