Main Reviews
top

Мессия зла

bottom
Messiah of Evil Messiah of Evil Messiah of Evil
  • Оригинальное название: Messiah of Evil, Dead people.
  • Производство: США 1973г.
  • Режиссер: Уиллард Хайек, Глория Катц (нет в титрах).
  • В ролях: Марианна Хилл, Майкл Грир, Анитра Форд, Роял Дано, Уолтер Хилл.
bottom

Этот малоизвестный дешевый фильм ужасов является дебютной режиссёрской работой Уилларда Хайека, автора культовой ленты «Говард-утка». Съёмки фильма были завершены в 1971 году и назывался он «Второе пришествие» (The second coming), но неожиданно инвесторы прекратили финансирование и только благодаря французскому дистрибьютору картина вышла на экраны в 1973 году (обо всём этом написала актриса Анитра Форд). Мне неизвестна прокатная судьба этой ленты, но могу точно сказать, что она стала хорошим стартом для карьер сразу нескольких людей, среди которых были Уиллард Хайек и Уолтер Хилл, а также до сих пор получает в основном положительные отзывы от посмотревших её людей.

Messiah of Evil Messiah of Evil

Действие фильма происходит в маленьком американском городке Поинт Дюн, куда отправляется главная героиня по имени Арлетти (Марианна Хилл) в поисках своего отца. Прибыв на место, она становится свидетелем разнообразных странных событий. Люди ведут себя неестественно, их очень мало, а по ночам на берегу моря проводятся какие-то странные ритуалы. Здесь она знакомится с Томом (Майкл Грир), который живет с двумя подружками и также не воспринимается жителями города. Именно он и рассказывает Арлетти о страннике, пришедшем из моря сто лет назад и принесшим мрак в эти места. И в одну из ночей он вернулся, отравив весь город, жители которого начали превращаться в зомби один за другим. И всё это также как-то связано с отцом главной героини…

Перед нами уникальный и по-настоящему оригинальный фильм ужасов из начала 1970-х, который, конечно же, имеет немало общего с продукцией тех лет, но всё же стоит особняком как в сюжетном плане, так и в визуальном. Начнем с того, что картина была снята за сущие копейки, и работали над ней совершенно разные люди, многие из которых не имели отношения к кино. Скажем в качестве массовки выступали незанятые работники NASA, а полицейских сыграли настоящие полисмены, которым авторы не заплатили деньги и которые потом в отместку «прищучили» Майкла Грира, из-за чего расплатиться со стражами порядка всё же пришлось. По словам самого Грира, самой дорогой вещью в этом фильме был костюм его героя. Но все эти неурядицы и дешевизна постановки никак не сказались на качестве самой ленты.

Messiah of Evil Messiah of Evil

Перед нами мрачное, загадочное и странное полотно, события в котором развиваются действительно со скоростью улитки, а большую часть экранного времени занимают попытки главной героини понять, что к чему, поиски отца и общение Томом. Если вы ждёте зомби-экшена, то можете смело проходить мимо, ибо живые мертвецы – лишь элемент декорации для оккультной истории, которую поведают нам авторы. Сцены с мертвецами и поеданием плоти будут, но они не кровавы и их количество недостаточно для того, чтобы назвать это творение полноценным зомби-фильмом. Но справедливости ради отмечу, что финальные эпизоды с нападением мертвецов на дом, где находились Том и Арлетти, сняты превосходно и смотрятся довольно жутко.

Главными же достоинствами этой ленты являются сюжет и атмосфера. Любители мрачного оккультного хоррора, а также, возможно, поклонники Лавкрафта (хотя фильм не имеет отношения к его произведениям) будут несказанно рады, ибо перед нами древняя легенда о некоем мессии, пришедшем из моря и отравившем город (на ум приходят произведения «Дагон» и «Морок над Иннсмутом» всё того же Лавкрафта). Он ушел, но через сто лет, когда на небе показалась красная луна, возвращается, чтобы завершить начатое и посеять ростки зла на нашей планете. И помешать ему не сможет никто; в этом фильме гибель всего человечества – лишь вопрос времени, тем более, что вряд ли кто за пределами Поинт Дюна поверит таким фантастическим рассказам Арлетти.

Messiah of Evil Messiah of Evil

В визуальном плане картина также красива. Почти всё действие происходит в ночное время суток: то на улицах, то внутри домов. Авторы очень хорошо передают настроение одиночества и ожидания чего-то страшного. Герои, как и зритель, долгое время находятся в неведении, а режиссёр мелкими штрихами приоткрывает завесу и умеренно дозирует информацию о процессах, происходящих в городе. В этом ему помогает композитор Филлан Бишоп, чья электронная музыка никогда не выходит на первый план и является лишь едва слышимым фоном для происходящих событий. Многие кульминационные сцены этого фильма вообще не имеют музыкального сопровождения, а вместо него мы слышим едва различимый электронный гул, который действует не хуже мрачного и тревожного саундтрека и даже делает «картинку» более реалистичной.

Главную роль авторы отдали Марианне Хилл, хорошо знакомой по фильму Клинта Иствуда «Всадник высоких равнин». Она прекрасно исполнила роль ничего не понимающей и встревоженной пропажей отца девушки и не менее прекрасно выглядит. Её экранным партнером был Майкл Грир, специализирующийся на комедийном жанре, но определенно обладающий талантом. Одну из его подружек сыграла модель Анитра Форд, знакомая по многим эксплуатационным фильмам того времени, а в небольшой роли засветился Уолтер Хилл.

«Мессия зла» – очень странный, крайне медлительный, оригинальный, красивый в визуальном плане и необычный в звуковом мистический фильм. В силу нестандартности этого творения я не стану рекомендовать его всем подряд. Думаю, что такое может понравиться только тем, кто любит неторопливое и вдумчивое кино, для полного понимания которого, возможно, одного просмотра будет недостаточно.

Messiah of Evil Messiah of Evil
Messiah of Evil Messiah of Evil
Messiah of Evil Messiah of Evil
Материал опубликован: 01 февраля 2016 года