Мания
- Оригинальное название: Mania.
- Производство: Италия 1974г.
- Режиссер: Ренато Ползелли (Ральф Браун).
- В ролях: Брэд Юстон, Изарко Равайоли, Мирелла Росси, Ивана Джордан, Макс Дориан, Ева Спадаро.
В начале 1970-х годов прошлого века Ренато Ползелли основывает свою собственную продюсерскую организацию G.R.P. Cinematografica и становится полностью независимым режиссёром. Именно в тот период режиссёр снимает свои наиболее значимые ленты, самой загадочной из которых, безусловно, является «Мания». Получив цензорскую визу в декабре 1973 года, картина имела очень ограниченный релиз в кинотеатрах летом 1974, а затем исчезла из поля зрения всех, включая своего создателя, потому как была украдена человеком, занимавшимся её продвижением на рынок. Вплоть до своей кончины в октябре 2006 года Ползелли безуспешно разыскивал своё детище везде, где только можно. И вот, в феврале 2007 года было объявлено, что копия фильма нашлась в храилище CSC (по другой версии - в архиве цензуры) в Риме и совсем скоро состоится DVD-релиз. Радости многочисленных коллекционеров и синефилов не было предела, но, увы, «Мания» вновь оказалась вне зоны досягаемости: лейбл, планировавший издать этот раритет в приемлемом виде, разорился, а на закрытый показ 2 мая 2007 года в Треви смог попасть очень ограниченный контингент. В последующие годы в деле выхода «Мании» в свет не было зафиксировано никаких подвижек, кроме появления в сети трейлера.
Казалось бы, заинтересованной аудитории следовало бы окончательно смириться с тем, что фильм так и останется лежать где-то в недрах CSC/цензурного архива, будучи доступным лишь избранным, но произошло событие, которое можно назвать маленьким чудом: осенью 2016 года «Мания» оказалась выложена на Youtube каким-то добрым человеком. Оказалось, что по крайней мере один раз (в 1980 году) этот фильм был показан одним частным итальянским телеканалом и кто-то записал его на видеокассету. По другой версии этот рип и есть та самая копия из архивов, сильно обрезанная по краям, с добавленными логотипами телеканала и с вырезанными сценами длительностью примерно в 4 минуты. Конечно, качество залитой копии оставляет желать лучшего, но это гораздо предпочтительнее, чем ничего.
Когда-то Лиза состояла в браке с профессором Брехтом, человеком, который больше интересовался наукой, а не своей женой. Устав от пренебрежения к своей персоне, женщина нашла утешение в объятиях Джордано, брата-близнеца учёного. Узнав об измене, профессор кинулся мстить, ослеплённый яростью, что привело к трагическим событиям: горничная Эрина лишилась способности говорить, сам мститель погиб в огне, его брат получил серьёзные увечья и оказался прикован к инвалидной коляске, а Лиза пережила сильнейший шок, превратившись в нервнобольную. И вот, спустя несколько лет, Лиза вновь отправляется на виллу Брехта, чтобы попробовать взглянуть в лицо своим страхам и избавиться от них. Компанию Лизе составляет Лайло, бывший её спутником на протяжении последнего времени. Лиза даже не подозревает, что ужас, который она пережила, вновь ожидает её на вилле, поскольку в том пожаре погиб вовсе не профессор Брехт, а его родной брат, и теперь учёный, покинутый последними остатками рассудка, одержим лишь одним желанием - поквитаться...
Для тех, кто знаком с предыдущими работами Полезлли того периода, «Мания» вряд ли станет откровением, поскольку при её создании режиссёр использовал ровно те же самые элементы, что и ранее: женоненавистничество, «галлюцинаторную запущенность» и нарочитую невнятность сюжета. Действие, по преимуществу, происходит в большом тёмном доме (который принадлежал то ли самому Ползелли, то ли Изарко Равайоли). Профессор Брехт методично доводит свою жену до умопомешательства, не забывая, впрочем, и о других обитателях своего жилища. Смотрится это весьма интересно, но потом наскучивает из-за своей предсказуемости. На экране творится безумие: машина без водителя преследует автомобиль Лизы и Лайло на пустынной дороге; Брехт на своём инвалидном кресле переезжает полуголую Эрину и избивает её кнутом; Лизе то мерещится уродливый монстр, то она оказывается под сетью, да ещё и в окружении змей... В этом лихорадочном безумии, горячке, происходит движение к финалу, который «порадует» зрителя кровавой развязкой. Всё это дело происходит в полутьме и сопровождается психоделической музыкой от Умберто Канноне. Обращает на себя внимание и периодический показ деревьев, гнущихся под порывами ветра (как в раннем фильме Ползелли «Любовница вампира» (L'amante del vampiro, 1960)). А вот обнажённой натуры здесь практически нет, хотя под «здесь», наверное, нужно подразумевать именно доступную нам версию, которая может весьма сильно отличаться от оригинала.
Самым известным актёром из тех, кого режиссёр пригласил на съёмки «Мании», был Изарко Равайоли - бывший учитель начальных классов, работавший с Ползелли ещё в 1960 году. Здесь он сыграл Лайло, персонажа, которого можно назвать второстепенным. Роль безумного профессора Брехта, проводящего какие-то исследования смерти, досталась Брэду Юстону или Этторе Элио Арико, любвеобильному и плодовитому каратисту. Упомянем и миловидную Миреллу Росси (немая горничная Эрина).
«Мания» - типичный «ползеллианский» фильм: низкобюджетный, безумный, невнятный, но всё же имеющий некоторую притягательность.