Руки одинокой женщины
- Оригинальное название: Le mani di una donna sola.
- Производство: Италия 1979г.
- Режиссер: Нелло Россати.
- В ролях: Ванни Матерасси, Марина Хедман (Марина Фрайезе), Биби Кассинелли, Кристиана Борги, Эдоардо Спада, Серджио Антоника.
«Руки одинокой женщины» - наименее известный представитель фильмографии Нелло Россати, одного из многочисленных итальянских кинематографистов, трудившихся на ниве экспло. Нелло Россати сделал «Le mani...» от и до: он не только занимался режиссурой, но и написал для фильма историю, позднее преобразованную в сценарий (заметим, что Антонио Бидо, ещё один итальянский экспломейкер называл себя «интеллектуальным режиссёром» на том основании, что он писал сценарии для своих работ).
Англичанин Том Маклаглен, писатель по профессии, приезжает в Италию и заселяется в коттедж, находящийся в довольно уединённом месте, недалеко от моря. В этой тиши Маклаглен надеется найти вдохновение для написания нового произведения. Компанию Тому составляет его молодая жена по имени Сара. Отношения супругов часто находятся на грани краха, ибо писатель смотрит на женское тело, как на инструмент удовлетворения и заставляет жену делать аборты. Том и Сара заводят новые знакомства: с Евгенией Фабиани, живущей вместе со своей служанкой Фоской на соседней вилле, и Оскаром, врачом находящегося неподалёку приюта для психически больных. Вскоре англичане оказываются втянутыми в сложный клубок взаимоотношений с контессой Фабиани и её служанкой, и развязка истории будет не самой банальной...
Нелло Россати выдал весьма странную ленту, которая, конечно же, снималась по канонам exploitation'а, но странная подача материала и не только выделяют «Руки одинокой женщины» из сонма аналогичных картин. Сюжет, как обычно, базируется на сексуальной проблематике: Том и Сара переживают кризис в отношениях, и каждый из супругов пытается решить проблему по-своему. Том, переживающий ещё и трудности творческого характера, не прочь приложиться к бутылке и изменить жене с едва знакомой ему служанкой Евгенией, а Сара пытается держаться каких-то принципов, так как ей дорог муж. Тщательно выписывается образ контессы. Эта красивая женщина является убеждённой лесбиянкой и делит ложе с прислуживающей ей Фоской. Последняя по степени разврата превзошла свою госпожу, отдавшись писателю и «забавляясь» с одним из обитателей азиля: обнажаясь перед ним и делая вид, что хочет вступить с ним в связь, девушка в решающие моменты жёстко «обламывала» недалёкого «кавалера», доводя душевнобольного до исступления. Окончательно всё запутывается тогда, когда Евгения, наконец, добивается своего, соблазняя Сару, сыграв на душевном надломе женщины, узнавшей об измене мужа. Но эта не особо интересная, эротико-мелодраматическая составляющая сюжета, венчается необычным (для кого-то он будет даже шокирующим) финалом, когда себя проявят вырвавшиеся на свободу сумасшедшие.
Россати работал над этим фильмом в конце 1978 года в приморском муниципалитете Портоново. Эти локации сильно влияют на настроение картины: холодное море, вымерший пляж, по которому бродят сопровождаемые монахинями ментальные инвалиды, одиноко стоящие виллы и практически полное отсутствие людей порождают у зрителя меланхолию, ещё более усиливающуюся блекловатым изображением и музыкой Мими Ува. Режиссёр эффектно использует сумасшедших: сцены с их участием способны вызвать дрожь - так грамотно они поставлены. Хотя «Руки одинокой женщины» снимались в то время, когда местный кинематограф не стеснялся уже почти ничего, в плане демонстрации секса и насилия, Россати обошёлся практически и без того, и без другого. По сути, реально откровенная секс-сцена тут всего одна, а натуралистически показанного насилия здесь нет вообще. Всё это явно делает честь режиссёру, оказавшемуся способным сделать что-то вменяемое без активного использования XXX & gore. Интересно следующее: встречается точка зрения, что Россати снял картину с отчётливым антигомосексуальным/бисексуальным посылом, поскольку серьёзнее всего пострадали именно такие персонажи: лесбиянка-соблазнительница Евгения Фабиани и бисексуалка Фоска.
Поскольку денег у режиссёра явно было мало, то он обошёлся без именитых актёров. Роль контессы Фабиани исполнила Марина Хедман, которая в те годы активно снималась во всемозможных сексплуатационных лентах. Свою роль Марина исполнила отлично, представ в ярком и запоминающемся образе аристократичной и местами жестокой адептки сапфической любви, которая не остановится ни перед чем ради удовлетворения своих желаний. Неплохо смотрится на экране и персонаж Кристианы Борге - Фоска, Биби Кассинелли убедительна в роли любящей жены, хотя это был её единственный киноопыт. Ванни Матерасси на должном уровне играет Тома Маклаглена. Ну и нельзя не отметить актёрскую игру тех, кто изображал психически больных, ибо они вышли очень правдоподобными.
«Руки одинокой женщины» - своеобразное кино, которое хотя и было снято на многократно затрагиваемую итальянскими жанровыми режиссёрами сексуальную тематику, внесло в этот сегмент что-то необычное, показав, что и sexploitation, несмотря на свою формальную принадлежность к низкому сегменту кинематографа, может быть интересным зрелищем.