Нож для леди
- Оригинальное название: A Knife for the Ladies, Silent sentence.
- Производство: США 1974г.
- Режиссер: Ларри Дж. Спэнглер.
- В ролях: Джек Илэм, Рут Роман, Джефф Купер, Джон Келлог, Джин Эванс.
«Нож для леди» – ещё один представитель редко встречающегося смешения жанров вестерна и ужасов, снятый в 1973 году малоизвестным режиссёром Ларри Дж. Спэнглером за очень небольшие деньги. Перед нами одновременно вестерн, фильм ужасов про маньяка и детектив, т.е. весьма интересный коктейль, который при всех своих минусах имеет определенный шарм и смотрится не без интереса.
Действие фильма происходит где-то в маленьком городке на Юге США во времена Дикого Запада. С определенного времени неизвестный маньяк нападает на женщин. Сначала его жертвами становятся проститутки, но впоследствии он переходит и на добропорядочных леди. Местный шериф Джеррод (Джек Илэм) не в силах что-либо сделать, да и не особо пытается, ибо его куда больше интересует выпивка. Тогда городские власти приглашают частного детектива по фамилии Бёрнс (Джефф Купер), который за символическую плату соглашается взяться за это непростое дело. Проблема в том, что в этом городке его ждёт не только сложное расследование, но и активное противодействие местного шерифа, который испугался за своё кресло и делает всё, чтобы молодой детектив облажался и покинул город с позором…
Перед нами очень дешево снятый типичный представитель низкобюджетного кино первой половины 1970-х. Говоря «типичный», я имею в виду не жанр, а общую атмосферу картины и стиль. Несмотря на то, что это весьма оригинальное смешение вестерна и маньячного триллера, он буквально источает дух киношколы низкобюджетного кино США того времени и временами кажется даже более плохо снятым с технической стороны, чем стандартный фильм тех времен.
Для начала поговорим о минусах данной картины. Дело в том, что авторы смогли придумать интересную идею, но не смогли написать по ней грамотный сценарий. Поначалу картина смотрится весьма интересно: убийства, расследования, самосуд над невиновным, приезд детектива Бёрнса в это Богом забытое место, но дальше идет провал. Авторы не смогли грамотно реализовать идею противостояние шерифа и детектива, в результате чего мы имеем ряд сцен с перепалками, ворчанием Джеррола, его оплошности и даже драку с Бёрнсом, но смотрится всё это весьма наигранно и временами кажется, что они вообще занимаются разными расследованиями, никак не связанными между собой. Режиссёру не удалось показать напряженное противостояние этих людей, показать их совершенно разные характеры, разные подходы к одному делу и, наконец, конфликт молодого поклонения со старшим. И что самое главное – на время этого противостояние убийца практически полностью «пропадает».
Ещё одним минусом фильма является малое количество убийств и плохая постановка этих сцен. В прологе невооруженным глазом видно, как нож маньяка даже не прикасается к горлу жертвы, а ряд других его злодеяний так и вообще остается за кадром. А ведь несколько жестоких сцен насилия могли вытянуть этот фильм и придать динамику сюжету. В сценах, где показывают трупы, можно лицезреть «замерзший кадр», т.е. в течение нескольких секунд нам показывают не актёра\актрису, а фотографию. А в тех сценах, где авторы всё же удосужатся показать «трупы», невооруженным глазом видно их дыхание.
Но не стоит делать поспешных выводов из предыдущих двух абзацев, ибо у фильма есть и положительные стороны. Во-первых, это отличная атмосфера. Авторы смогли в нужных местах нагнать саспенс и создать мрачное настроение. Если бы ночных сцен было больше, то картина смотрелась бы довольно мрачно, ибо минималистичный, довольно экспериментальный саундтрек создает неплохое настроение и вкупе с ночными видами маленького пустынного городка Дикого Запада создает вполне устрашающее зрелище.
Сюжет хоть и развивается медленно, но скуки не вызывает. Конечно же, хотелось бы большей динамики и убийств, но этот недостаток частично компенсирует неожиданный и весьма эффектный финал, который действительно является одной из сильных сторон фильма и надолго западает в память. Я бы даже сказал, что он с лихвой перекрывает многие недостатки фильма, как перекрывает их участие Джека Илама, который, наверное, единственный выложился по полной и неплохо передал образ ворчливого, вредного и пьющего шерифа, который впоследствии переходит на сторону здравого смысла.
«Нож для леди» – очень оригинальная и необычная лента. То, что действие происходит на Диком Западе, уже делает её достойной зрительского внимания, а эффектный финал частично компенсирует «пробуксовывающий» сюжет в середине ленты. Не шедевр, но вполне себе неплохая работа, которая вряд ли заставит пожалеть о потраченном на её просмотр времени.