Всадник без головы
- Оригинальное название: El jinete sin cabeza.
- Производство: Мексика 1957г.
- Режиссер: Чано Уруэта.
- В ролях: Луис Агилар, Флор Сильвестре, Хаиме Фернандез, Крокс Альварадо, Фернандо Осес.
В 1957 году известный мастер мексиканского фильма ужасов Чано Уруэта выпускает на экраны сразу три фильма о безголовом всаднике – «Всадник без головы» (El jinete sin cabeza), «Знак Сатаны» (La marca de Satanás) и «Голова Панчо Вильи» (La cabeza de Pancho Villa). Все три фильма объединяет общий герой – всадник без головы в исполнении Луиса Агилара. Сейчас мы поговорим о первой ленте трилогии.
В прологе нам показывают, как некие люди в масках с черепами и монашеских робах приговаривают к смерти заточенного в подвалах человека, а палач почему-то отрубает ему руки. Далее действие переносится в настоящее, в маленький мексиканский городок, где произошло несколько убийств и где до сих пор орудует мистическая секта монахов с лицами-черепами. Для расследования всех этих происшествий в город прибывает судья (Флор Сильвестре) и в этот же день в стене одного из домов находят труп богатого плантатора, который был жив ещё несколько часов назад. А дело в том, что почти все землевладельцы этих мест принадлежат к секте «череполицых» и каждого, кто отказывается указать в завещании наследником этот орден, ждёт неминуемая смерть. Но с недавних пор в городе появилась ещё одна напасть – люди говорят, что видели в ночи человека без головы…
Известный в те времена сценарист Рамон Обон (не путать с его сыном, который носит то же имя) написал довольно оригинальный и закрученный сценарий, который может похвастаться не только большим количеством действия и довольно оригинальных персонажей, но и является предвестником знаменитых lucha libre фильмов, ибо главный герой, тот самый всадник без головы, на деле является вовсе не всадником, а человеком, чьё лицо скрывает чёрная маска. И хотя авторы очень настырно пытаются придать ему мистические нотки и снимать его силуэт на чёрном фоне, всё равно зритель буквально сразу понимает, что перед ним некое подобие супергероя, человек в маске (и не только потому, что создатели временами неумело ставят свет, из-за чего голова видна даже на чёрном фоне).
Очень сложно причислить этот фильм к какому-то конкретному жанру, ибо это одновременно и фильм ужасов, и детективная история в оболочке вестерна, приправленного небольшой долей юмора, и картина о супергерое. Но если судить по атмосфере, то авторы всё же снимали фильм ужасов, ибо здесь присутствует традиционное для мексиканского хоррора тех времен готическое настроение, соответствующие интерьеры, да и сами эти «монахи с черепами вместо лиц» также пришли к нам из жанра ужасов. От вестерна тут только костюмы героев и поведение некоторых персонажей, а детективная интрига проявляется не сразу, но с течением времени её влияние начинает усиливаться, пока она не выходит на первый план. «Призрачное» музыкальное сопровождение и сцены с рукой, действующей отдельно от тела, является лишь подтверждением моих слов.
В фильме достаточно много действия, а события развиваются крайне динамично. Но у этого, казалось бы, очевидного плюса есть обратная сторона. Такие фильмы не могли похвастаться большими бюджетами, поэтому в них неизменно страдало качество боевых сцен. Некоторые моменты смотрятся наигранно (никто из сектантов не может застрелить главного героя, а он – сама меткость с чёрной маской на голове), а драки порой выглядят неестественно. Не совсем уместен здесь юмор, но к счастью, авторы им не злоупотребляют, поэтому можно сказать, что комичные сцены – это лёгкая, едва заметная приправа к большому мистическому блюду. Помимо всего прочего в фильме имеется четыре коротких музыкальных номера, но они совсем не портят впечатление от просмотра и не превращают фильм в балаган.
«Всадник без головы» – пусть и неидеальное творение, но могу сказать точно, что время за его просмотром летит незаметно, смотрится оно с большим интересом и может похвастаться оригинальным и непредсказуемым сюжетом. Мрачная готическая атмосфера и «призрачная» музыка – это ещё один жирный плюс в копилку данного фильма. Поэтому не вижу причин не рекомендовать его просмотр всем любителям классического хоррора, кино с особым привкусом, кино, которое уже давно не снимают, и больше не будут снимать никогда.