Main Reviews
top

Зимний сад

bottom
El invernadero
  • Оригинальное название: El invernadero.
  • Производство: Испания 1983г.
  • Режиссер: Сантьяго Лапейра.
  • В ролях: : Овиди Монтйор, Берта Кабре, Бернард Серай, Кармен Серрет, Альфред Луккетти, Виктор Израэль.
bottom

Несмотря на сильные позиции католицизма и несколько десятилетий ультраправого режима генерала Франко, в испанском кинематографе смогла сформироваться довольно неплохая школа ужасов. Большинству любителей забытого европейского кино в основном известны хорроры Пола Нэши - главного horrormaker'а Пиреней, хотя в Испании были и некоторые другие самобытные режиссёры, снимавшие страшное кино. В частности, фанаты такого рода кино высоко оценивают раннюю ленту каталонца Сантьяго Лапейра «Зимний сад». Этот фильм был снят Лапейрой в 1983 году, а на изготовленном к нему постере было изображено искажённое криком ужаса симпатичное лицо молодой женщины и рука в чёрной перчатке, сжимающая окровавленные ножницы, что логично наводило на мысль о джалло. На деле же вторая режиссёрская работа Сантьяго Лапейра не имела ничего общего с когда-то популярными на Западе картинами о жестоких и таинственных убийцах. Немного забегая вперёд скажу, что автор этого обзора не разделяет мнение немногочисленных рецензентов, посмотревших «Зимний сад» и поставивших ему высокий балл.

El invernadero El invernadero

Карлос Хименес - сотрудник библиотеки. Его возраст явно превышает отметку в сорок лет, и он живёт один, ни с кем не общаясь. Но у этого нелюдимого человека есть увлечение и болезненная страсть. Увлечение его абсолютно безобидно и даже мило: Карлос наполняет свою квартиру различными растениями, о которых очень заботится и считает их живыми существами. А вот страсть у библиотекаря явно небезобидная: он следит за живущей в доме напротив симпатичной девушкой, постоянно фотографируя её, когда та находится у окна. Однажды Хименесу удаётся познакомиться с объектом своей страсти и сделать это при очень удачных обстоятельствах: на ночной улице девушка ссорится со своим любовником, грубым и наглым байкером, который не только обзывает её всякими нехорошими словами, но и пускает в ход руки. Карлос заступается за даму и, хотя ему, конечно же, не удаётся ничего противопоставить хулиганствующему мотоциклисту, он завоёвывает симпатии девушки. Хименес узнаёт, что девушку из дома напротив зовут Берта и она увлекается актёрской игрой в местном театре. Между Карлосом и Бертой завязываются подобие отношений, но через некоторое время Берта исчезает в неизвестном направлении, то есть происходит то, чего так боялся Хименес. После томительной недели неизвестности в квартире мужчины раздаётся телефонный звонок, и кто-то сообщает Карлосу, что Берта находится в зимнем саду, располагающимся за хайвэем. Естественно, Карлос бросает всё и на ночь глядя мчится в указанное место, где ему предстоит пережить минуты леденящего душу ужаса, сильнейшую обиду вкупе с унижением и смерть от рук Берты. Но на этом история, увы, не заканчивается...

76-минутный фильм Лапейры по сути разбивается на две части, первая из которых (где-то до 52-й минуты) представляет собой весьма интересное зрелище в духе триллера, а вторая - какой-то «заумный» хоррор, причём эта «заумь» едва ли идёт на пользу картине.

В первой половине всё довольно интересно и логично. Мы знакомимся с главным героем и его внутренним миром, где нет места ничему, кроме растений и слежкой за той девушкой. В целом Карлос выглядит как интеллигентный и благородный человек, тихо и мирно живущий в своём мире, вдали от людских треволнений. Отчасти это так и есть, но за этой личиной скрывается свой мистер Хайд. Библиотекарь не только фотографирует свою «пассию» при каждом удобном случае, но даже тайно слушает и записывает пение девушки в ванной при помощи микрофона, когда она оказывается у него в квартире. Он переживает высочайшее наслаждение, когда Берта по собственной инициативе отдаётся ему, но потом он начинает бояться того, что однажды девушка просто уйдёт от него. Впрочем, этот страх был вполне обоснован, так как Берта представляла собой особу недалёкую: любительницу сигарет, коньяка и секса, не особо возмущавшуюся грубостью и побоями своего любовника-байкера. Вдвоём они придумывают весёлую, как им кажется, «шутку», чтобы посмеяться над Карлосом и отучить его влезать в чужую жизнь. Затея этой парочки вроде бы удалась, но быстро обернулась преступлением.

El invernadero El invernadero

Так вот если первая часть фильма смотрится с интересом, то вторая видится самой настоящей чертовщиной (в плохом смысле). После довольно эффектной «развязки» следует в высшей степени алогичная история с истекающими кровью растениями, смертью в автокатастрофе продавщицы продуктового магазина, куда регулярно заходил Карлос, гибелью любовника Берты, напуганного невесть откуда взявшимся монстром и прочим в таком духе. Всё это вызывает недоумение и впечатление, что Лапейра сначала снимал историю об извращенце-библиотекаре и, закончив её, обнаружил, что хронометраж фильма составляет менее часа, после чего решил снять абы что лишь бы дотянуть до сколько-нибудь приемлемой продолжительности.

Атмсофера в «Зимнем саду» очень мрачная и тоскливая. По большому счёту в фильме нет положительных персонажей, хотя Карлос всё-таки вызывает некоторую симпатию в отличие от Берты и её любовника. Некоторые сцены снимались в каком-то старинном здании (кажется, монастыре или в чём-то подобном) и смотрятся зловеще, в том числе и из-за соответствующего музыкального сопровождения. Действия практически нет, равно как и обнажённой натуры.

На главную роль Лапейра пригласил Овиди Монтйора, осевшего в Барселоне выходца из Валенсии. На тот момент Монтйор, к слову, будучи ещё и певцом, имел солидный актёрский опыт, а посему он блестяще сыграл своего экранного персонажа - странного одиночку, любящего цветы и болезненно одержимого желанием следить за понравившейся ему девушкой. Примечательно, что актрису, сыгравшую Берту в реальной жизни звали так же: Берта Кабре. Её игра хороша, но менее запоминающаяся по сравнению с Монтйором. В памяти посмотревших этот фильм наверняка останется садовник, сыгранный обладающим специфической внешностью Виктором Израэлем, которого можно узнать по небольшим ролям в ряде спагетти-вестернов.

«Зимний сад» - очень противоречивый фильм, поскольку он фактически разбит на две, плохо согласующиеся друг с другом части: интересное подобие триллера о странном человеке с некоторыми особенностями психического склада и вызывающий недоумение «сюрреалистический» хоррор. Ограничься начинающий режиссёр первой частью, то получился бы крепкий, пусть и дёшево снятый, exploitation, ну а так вышло нечто не совсем внятное. Впрочем, можно найти «Зимний сад» своеобразным фильмом ужасов, снятым талантливым, имеющим свой особый взгляд, режиссёром.

Автор обзора: Almost Human.
El invernadero El invernadero
El invernadero El invernadero
Материал опубликован: 28 ноября 2015 года