Голем
- Оригинальное название: Le golem.
- Производство: Чехословакия 1936г.
- Режиссер: Жюльен Дювивье.
- В ролях: Гарри Бор, Шарль Дора, Жани Ольт, Фердинан Ар, Роже Карл.
В 1936 году известный французский режиссёр Жюльен Дювивье снял свою экранизацию старой еврейской легенды о каменном человеке, именуемом Голем. Съёмки велись в Чехословакии, собственно, в тех же местах происходит и действие фильма. Это первая звуковая версия данной истории и она прилично отличается от предшествующих немых немецких постановок.
Действие фильма происходит в Средние Века в Праге во время правления императора Рудольфа II (Гарри Бор). В это время в городе свирепствовали голод и эпидемии самых разнообразных болезней. Особенно страдало еврейское гетто, которое также притесняли власти. Главный раввин этого гетто Яков (Шарль Дора) старается успокоить остальных жителей, но все они ждут, когда свершится предсказание покойного раввина Лёва, который однажды создал каменного человека и оживил его, дабы защитить еврейское население города от нападок извне. Теперь статуя Голема спрятана в синагоге, и она очень не дает покоя императору Рудольфу II, который всяческими способами пытается заполучить её и уничтожить. Для этого он арестовывает и пытает Якова, но всё безрезультатно. При любой попытке пробраться к статуе людей императора постигает злой рок, и они гибнут в результате несчастных случаев. Но однажды любовница императора, на которой он не хочет жениться, организовывает похищение статуи, дабы повлиять на властителя и вынудить его вступить в брак. Но дальше события развиваются по другому сценарию: обезумевший от паранойи и пьянства император арестовывает множество евреев и других жителей города и готовится к масштабной массовой казни, обвиняя их в колдовстве. Знаков о том, что пора оживлять Голема нет, а его статуя похищена и спрятана в темнице. Но когда туда попадает и невеста Якова Ракель (Жани Ольт), всевышний дает знак и она чертит на лбу каменного человека заклинание, чтобы он ожил и совершил жестокое возмездие…
Этот фильм заметно отличается от немецких картин. Если там преобладал посыл о том, что не надо создавать то, чего потом не сможешь контролировать, то здесь всё более сложно и приземленно. Здесь сквозь весь фильм проходит фраза «Рабы имеют право на мятеж», которую можно интерпретировать по-разному, в которой можно искать разные скрытые смыслы и даже применить к современным реалиям. И ведь действительно весь фильм люди терпели голод, болезни, унижения, надеясь на лучшее, но власти и судьба уготовали им куда более ужасную участь, что и подвигло их на своеобразный мятеж, выраженный в данном фильме фантастическим существом по имени Голем.
Сама картина может быть поделена на две неравные части. Первые две трети ленты рассказывают о жизни евреев в Праге при правлении Рудольфа II. Нас ждут интриги при дворе короля и его бесконечные попытки добраться до статуи Голема. Авторы достаточно хорошо показывают, как медленно прогрессирует безумие этого человека, который поначалу применяет пытки только к одному Якову, а затем, когда Голем «пропал», вознамерился казнить множество людей по надуманным обвинениям в колдовстве. Самого Голема оживляют только в последней четверти фильма, и она наполнена непрекращающимся экшеном, ибо его не может остановить ничто на свете, кроме заклинаний раввина Якова. Сцены эти, конечно же, выглядят старомодно и примитивно, но всё равно впечатляют и наверняка понравятся любителям старого довоенного кино, ибо картина снята довольно качественно по меркам кинематографа того времени.
Несмотря на медленное развитие сюжета, фильм смотрится без единой доли скуки, благодаря множеству интриг при дворе, показу различных ритуалов и религиозных обрядов в синагоге, видеть которые рядовому зрителю будет в диковинку. Где-то во второй половине фильма нам предстоит увидеть даже некое подобие каббалистического ритуала. Не знаю, насколько достоверно всё это выглядит, но смотрится с большим интересом. К плюсам ленты можно добавить неплохой чёрно-белый визуальный ряд. А вот музыку можно было сделать и помрачнее.
Роль императора Рудольфа II исполнил популярный в предвоенное время актёр Гарри Бор. Он отлично показал медленно сходящего с ума параноика, который в приступе безумия убивает даже своих людей. Раввина Якова сыграл Шарль Дора, актёр с весьма скудной фильмографией, что, однако, не помешало ему хорошо вжиться в образ. Его экранной невестой была Жани Ольт. У неё далеко не главная роль и не так много экранного времени, но её персонаж играет ключевую роль в этой истории.
В наши дни такое кино почти никто не смотрит. И даже для поклонников кино 1960-1970-х оно может показаться сильно устаревшим. Конечно же, это так. Но ведь иногда приятно сделать экскурс в историю и окунуться во времена давно прошедшие? Почему бы не сделать это с помощью просмотра хорошего фильма тех лет?