Судный день
- Оригинальное название: Il giorno del giudizio, Day of judgement, Doomsday, Drums of Vengeance.
- Производство: Италия-Великобритания 1971г.
- Режиссер: Марио Гариаццо (Роберт Пэджет).
- В ролях: Тай Хардин, Россано Брацци, Эдда ди Бенедетто, Крэйг Хилл, Гордон Митчелл, Розальба Нери,
Стелио Канделли, Раф Бальдассарре, Джованни Чанфрилья (Кен Вуд),
Умберто Рао, Гвидо Лоллобриджида, Бруно Кораццари.
«Судный день» - третья по счёту режиссёрская работа итальянца Марио Гариаццо, который работал практически во всех жанрах кино и снял немало хороших фильмов. Эта лента менее известна, но от этого она не становится менее интересной. Я смотрел полную версию, в то время как многие люди писали отзывы на сокращенную американскую, которая идет всего 75 минут.
Главным героем фильма является некий незнакомец, солдат, вернувшийся с Гражданской войны (Тай Хардин). Но вместо семьи его ждёт пепелище. Кто-то убил его жену (Розальба Нери), маленького сына и сжег дом. С этого момента главный герой становится немногословным мстителем и идет в близлежащий город, чтобы покарать тех, кто отнял у него самое дорогое. Находя очередного бандита, он выбивает из него информацию, а затем ставит на пол обгоревшего заводного барабанщика. Как только тот перестает барабанить, жертва умирает. Местный шериф (Россано Брацци) выказывает поддержку и якобы старается помочь, но на деле ничего особо не делает, а сам главный герой проводит собственное расследование и зрителя очень удивит развязка всей этой истории и личность заказчика убийства женщины и ребенка…
Над сюжетом этого фильма работали Марио Гариаццо и Нелло Россати, два человека, на счету которых имеются настоящие шедевры итальянского кино 1970-х. Этот фильм не стал исключением и его смело можно назвать очередным алмазом в фильмографиях вышеназванных итальянцев.
Из, казалось бы, банальной и заезженной истории о мести авторы сумели сделать достаточно необычное кино, которое кажется оригинальным и смотрится на одном дыхании. Главный герой немногословен, мрачноват и серьезен, но он не косит под Клинта Иствуда из трилогии Серджио Леоне, это, скорее, мститель из криминальных фильмов a la «Жажда смерти». Жестокий, циничный и хитрый. Он – мастер перевоплощения и будет всегда где-то поблизости от своих жертв, словно ангел смерти, пришедший за их душами. Всё это снято так, что зритель узнает главного героя в очередном обличии в самый последний момент – в момент нанесения смертельного удара, а до этого никто и не помышляет, что под заурядной и совсем не подходящей внешностью скрывается тот самый мститель.
Свои жертвы мститель убивает только сам. Он не позволяет никому прикасаться к ним и именно поэтому он идет на преступление и «спасает» из рук правосудия одного из преступников, чтобы потом лично поквитаться с ним и напомнить о страданиях тех людей, которые были ему так близки. И постепенно, мелкими шагами протагонист выходит к самой верхушке, главному заказчику убийства своих близких, которым окажется совсем неожиданный персонаж.
Этот фильм ещё примечателен необычной атмосферой и музыкой. Действие этой истории происходит не в прериях, а в захудалом городке и среди лесов, что придает фильму слегка мрачную атмосферу. Многие перестрелки и сцены действия будут происходить в лесистой местности и у реки, а некоторые преступники получат шанс бороться за свою жизнь. Причем в паре сцен имеется довольно странный монтаж, который я бы отнес к минусам фильма: в момент смерти человека картина на несколько секунд зависает, словно кто-то поставил фильм на паузу, а потом продолжает идти дальше. Не знаю, зачем авторы прибегли к такому трюку, но, на мой взгляд, он не пошел на пользу фильму. Что же касается саундтрека, то здесь мы имеем потрясающую музыку Эннио Морриконе, которую он, по слухам, писал для вестерна Серджио Корбуччи «Жестокие» (I crudeli). В любом случае, музыка идеально подходит к содержанию ленты и превосходно слушается во время просмотра.
На главные роли авторы пригласили ряд звезд итальянского и не только кино. Тай Хардин, игравший в ряде фильмов жанра, отлично смотрится в роли безымянного мстителя. Его герой суров, мрачен и неразговорчив. Именно таким и должен быть протагонист спагетти-вестрена. Россано Брацци сыграл шерифа и эта роль ему хорошо удалась. Не обошлось здесь без Гордона Митчелла и другого героя спагетти-вестернов по имени Крэйг Хилл. Главная женская роль досталась малоизвестной актрисе со скудной фильмгорафией по имени Эдда ди Бенедетто, в то время как Розальба Нери появится всего на пару мгновений и сыграет убитую жену главного героя, которую мы увидим только в его скудных воспоминаниях.
«Судный день» – превосходный спагетти-вестерн. Из банальной истории о месте авторы умудрились сделать интригующий и увлекательный фильм с особой атмосферой, неплохой интригой и отличным актёрским составом. И всё это украшает красивейший саундтрек Эннио Морриконе. Великолепное кино, вполне пригодное для начала знакомства с жанром спагетти-вестерна.