Чёрная кошка
- Оригинальное название: Il gatto nero, Demons 6: De profundis, Edgar Allan Poe's the Black Cat.
- Производство: Италия 1989г.
- Режиссер: Луиджи Коцци (Льюис Коатс).
- В ролях: Флоранс Герен, Урбано Барберини, Кэролайн Мунро, Брэтт Хэлси,
Карина Хафф, Жасмин Маимоне, Антонио Марсина, Микеле Соави (нет в титрах).
Мало кто знает, что давний соратник и ученик Дарио Ардженто Луиджи Коцци в 1989 году снял ныне полностью забытое неофициальное продолжение его трилогии о Трёх матерях под названием «Чёрная кошка». Дарио Ардженто вряд ли давал разрешение на подобный проект, в пользу чего говорит тот факт, что в титрах фильма указано, что это якобы экранизации Эдгара По, а сам Маэстро ужаса в 2007 году выпускает фильм «Мать слез», который и стал заключительной частью его трилогии. Картина Коцци была быстро предана забвению, успев до этого получить несколько релизов на видео с разными названиями. В Японии этому фильму дали странное название – «Демоны – VI», отсылающее зрителя к работам Ламберто Бавы.
Режиссёр фильмов ужасов Марк Равенна (Урбано Барберини) находит интересную историю для своей следующей картины. Этот материал почерпан из произведений Бодлера и рассказывает о Трёх Матерях, тайно правящих миром. Он решает экранизировать жизнь третьей матери Леваны и готовит главную роль своей жене Анне (Флоранс Герен). По мере ознакомления с материалом, у Анны начинаются странные видения, она слышит голоса, а позже к ней является сама Левана в образе ужасного демона, источающего зеленую слизь изо рта. Но Марка это мало интересует, ибо его сценарием заинтересовался состоятельный продюсер Левин (Брэтт Хэлси), готовый выделить крупную сумму денег в кратчайшие сроки. Правда, режиссёр ещё не знает, какое отношение Левин имеет к Леване и что она уже вот-вот вселится в тело Анны…
Луиджи Коцци, несмотря на небольшую фильмографию, можно назвать вполне талантливым режиссёром. Думаю, многие видели его клон «Чужого» под названием «Заражение» (Contamination, 1980) или же превосходный мрачный фильм ужасов «Ужас Паганини» (Paganini horror, 1989). На этот раз Коцци тоже был оригинален и снял достаточно интересное подражание арджентовской «Суспирии». Правда во время написания сценария он, видимо, сильно увлекся, в результате чего получилась некая каша, без единого темпа развития событий, лишенная логики и какой-либо масштабности в плане показа вечного зла.
Третья Мать по имени Левана является главной проблемой сюжета. Дело в том, что по идее она должна быть воплощением древнего вселенского зла, самой жестокой из всех трех, но на деле у Коцци получился какой-то местечковый демон, чем-то отдаленно напоминающий оных из фильмов Ламберто Бавы (возможно, именно это и подтолкнуло японцев дать фильму такое название). Она выходит из зеркала, всячески дает о себе знать лишь одной героине, а впоследствии вселяется в неё. Влияние на умы людей сильно ограниченно и в основном распространяется на окружение Анны. Сама же она большую часть фильма не в состоянии противостоять дьявольским силам, но в финале почему-то становится едва ли не сильнее самой Леваны, которую, оказывается, можно убить стандартными земными средствами. К сожалению, действующих лиц здесь не так много, поэтому Леване будет попросту некого убивать. Вместо этого она вынуждает одну из девушек похитить ребенка Анны, что опять уводит сюжет не в ту сторону и сосредотачивает героев на поиске ребенка, отводя от главной сюжетной линии.
Первую половину фильма события развиваются достаточно медленно, да и во второй действия не намного больше. Но к счастью, авторы компенсируют этот недостаток достаточно хорошей атмосферой и духом хоррора 1980-х со всеми его атрибутами – умеренным насилием, демонами, атмосферой и рок-музыкой в качестве саундтрека. Электронная музыка Винче Темперы очень хороша и вкупе с красивым визуальным рядом и мрачными сценами создает нужное настроение. Хэви-металлические и рок-композиции также хороши, но в некоторых сценах такая музыка является явно лишней, как например, в той сцене, где Анна спускается по лестнице. «Металлический» саундтрек призван придать динамичности сцене, но в этом моменте не предполагалось действия… Также изредка авторы используют музыку группы Goblin из саундтрека к «Суспирии» Дарио Ардженто.
Грим ведьмы Леваны очень хорош: она периодически появляется перед главной героиней в виде уродливого демона и выглядит весьма устрашающе. Сцены убийств также сняты вполне прилично, просто их не так много и они не настолько жестоки, как у некоторых других коллег Коцци по цеху. Говорят, что сам Лючио Фульчи изъявлял желание сесть в режиссёрское кресло и воплотить этот проект в жизнь, но впоследствии это сделал Коцци. Оно и к лучшему, как мне кажется, ибо Фульчи к тому времени практически «выдохся» и единственное, что бы он мог сделать – это более кровавые сцены и бОльшее их количество, но вряд ли бы ему удалось создать нужную мрачную атмосферу, которая нивелирует недостатки сценария.
На главные роли были приглашены достаточно известные любителям итальянского кино 1980-х актёры. Хорошо знакомый по «Демонам» Ламберто Бавы Урбано Барберини отлично смотрится в роли одержимого идеей снять фильм про Левану режиссёра. Сексапильная Флоранс Герен, не раз снимавшаяся в эротическом кино, играет замученную кошмарами Анну и выглядит достаточно простенько. Авторы не стали эксплуатировать её образ сексапильной красотки, чего не скажешь о Кэролайн Мунро, которая хоть уже и была немолода, но всё также аппетитна и с легкостью увела Марка у жены (не без помощи колдовских чар, конечно же). Брэтт Хэлси появится всего на несколько минут в роли прикованного к инвалидному креслу продюсера Левина, а сильно загримированная Карина Хафф сыграла библиотекаршу, которая рассказала Марку правду о Леване. Внимательный зритель заметит Микеле Соави в самом начале фильма (нетрудно догадаться, что он играет режиссёра фильмов).
«Чёрная кошка» - не самое подходящее название для подобного фильма, вернее вообще неподходящее, как и имя Эдгара По в титрах. Это не самый лучший фильм Луиджи Коцци, не самый лучший ужастик поздней Италии, но не могу не отметить, что картина смотрится с интересом, не лишена оригинальности и снята довольно качественно, поэтому её смело можно рекомендовать всем любителям италохоррора 1980-х.