Невеста тьмы
- Оригинальное название: La fiancée des ténèbres.
- Производство: Франция 1945г.
- Режиссер: Серж де Полиньи.
- В ролях: Пьер Ришар-Вилльм, Жани Ольт, Эдуард Дельмон, Лине Норо.
Данная жемчужина французского чёрно-белого кино основана на коротком рассказе Гастона Бонёра «La mort ne reçoit que sur rendez-vous», опубликованном в 1943 году в тулузском издании французской газеты Le Parisien. Он же написал и сценарий для этой картины. Перед нами красивое меланхоличное кино, поднимающее тему, к которой практически не обращались кинематографисты Европы – тему альбигойского (катарского) движения.
Для тех, кто не знает, катары или альбигойцы – это своеобразное ответвление христианства, ныне вымершая религия, существовавшая в XIII-XIV веках преимущественно на юге Франции и подвергшееся полному истреблению со стороны Католической церкви. После книги Отто Рана «Крестоносцы против Грааля» с ними начали связывать легенду о Святом Граале. До второй половины XX века исследованиям альбигойского движения в основном занимались люди, имеющие отношение к церкви, поэтому в абсолютном большинстве трудов даются отрицательные оценки этому учению. Его попросту называют ересью. В титрах этого фильма также проскакивает негатив в сторону альбигойцев… но её сюжет не ставит себе целью обличить и заклеймить их.
Действие происходит на юге Франции, а именно в Каркассоне, а главной героиней является девушка по имени Сильвия (Жани Ольт), которая ведет уединенный образ жизни в замке своего приемного отца по фамилии Тульзак (Эдуард Дельмон). Дело в том, что этот человек является последним выжившим потомком тех самых альбигойцев и до сих пор изучает древние манускрипты, отчаянно пытаясь найти путь к входу в тайный подземный храм последователей альбигойского учения. Сама девушка считает, что приносит смерть остальным людям и старается не контактировать с внешним миром. Она стала невольной виновницей смерти двух её ухажеров, а также вызывает жуткое недовольство местных жителей даже простым своим появлением на улице. Её называют ведьмой. И только по вечерам и ночам Сильвия бродит по развалинам замка, среди древних средневековых руин, хранящих в себе память о бесчисленных жертвах Католической церкви.
В один из таких вечеров она случайно встречает Ролана (Пьер Ришар-Вильм), композитора, который также решил прогуляться в тех местах. Пораженный её красотой и печальной улыбкой, этот человек решает вывести девушку в свет и подарить ей счастье, но злой рок преследует её, и после появления Сильвии в обществе опять начинаются странные смерти. А в это время её отец находит тайный вход в подземный альбигойский храм и главная героиня понимает, что она избранная и что на ней лежит миссия возрождения катарского движения…
Данная картина достойна похвалы хотя бы за такой оригинальный сюжет, за тему, которая является новой даже в нынешние времена. События в фильме развиваются достаточно медленно, но авторы окутывают их ореолом загадочности и средневекового мистицизма, поэтому картина увлекает с самого начала и по мере просмотра ещё сильнее интригует зрителя, ибо предугадать дальнейшее развитие событий практически невозможно, как невозможно предположить, чем же закончится трагическая история Сильвии.
Современные зрители, привыкшие считать готикой всякие «Сумерки» и им подобные поделки, вряд ли смогут по достоинству оценить всю красоту этого творения. На мой взгляд, это и есть настоящая кинематографическая готика. Визуальный ряд картины поражает своей красотой. Главная героиня и её прикованный к инвалидному креслу отец живут в средневековом замке, где когда-то проводили свои мессы представители альбигойского движения. Общая атмосфера романтико-меланхоличная и концентрируется на трагедии Сильвии, которая хочет найти счастье в этой жизни, но понимает, что является смертью во плоти. В фильме будет немало сцен, в которых Сильвия, одетая в чёрное платье, будет гулять по руинам у замка или же проводить время внутри среди множества древних книг и предметов старины. Сама же она также всё время печальна, даже когда улыбается. Ну и, конечно же, не могу не отметить прекрасную сцену в подземном храме, куда спускается Сильвия, ведомая голосом Тульзака. Мрачно, красиво, монументально! А последующее развитие событий принимает неожиданный оборот и заставляет героев балансировать на грани видений и реальности.
Данное кино не смотрелось бы так хорошо, если бы авторы не пригласили талантливых актёров. Главной звездой фильма, конечно же, является исполнительница роли Сильвии Жани Ольт. Она не только очень красива внешне, но и смогла передать весь тот печальный романтизм и меланхолию, которые вкладывали авторы в персонаж Сильвии. Эта актриса действительно сама по себе делает полфильма и заставляет зрителя сопереживать и одновременно восхищаться Сильвией. Хорошо смотрится и Эдуард Дельмон, исполнивший роль её приемного отца, который находится в постоянных поисках секретного прохода в храм альбигойцев. Ну и, конечно же, стоит отметить Пьера Ришара-Вильма, который сыграл ухажера главной героини. Он тоже достойно смотрится на экране и старается не уступать госпоже Ольт в плане убедительной актёрской игры.
«Невеста тьмы» - это яркий пример того, какой должна быть кинематографическая готика. Красиво, печально, со взглядом в давно прошедшие времена и налетом романтизма (всё-таки Франция). Однозначно шедевр французского кино, занявший достойное место в моём списке любимых фильмов.