Очарование
- Оригинальное название: Fascination.
- Производство: Франция 1979г.
- Режиссер: Жан Роллен.
- В ролях: Франка Маи, Бриджит Ляэ, Жан-Мари Лёмэр, Фанни Мажье, Эвелин Тома, Мюриэль Монтоссе.
После своего, наверное, самого жестокого фильма «Гроздья смерти» (Les raisins de la mort, 1978) французский мастер страшного кино Жан Роллен вновь возвращается к загадочным мистико-романтическим картинам со множеством странных и порой сюрреалистических образов. В 1979 году выходит, на мой взгляд, один из лучших его фильмов под названием «Очарование».
Действие фильма происходит во Франции начала XX века. В прологе мы видим, как несколько воров не поделили награбленное золото и начали спорить. В один момент самый прыткий из них по имени Марк (Жан-Мари Лёмэр) берет в заложницы девушку и уходит со всем награбленным золотом. Его бывшие подельники не оставляют надежды вернуть причитающиеся им деньги и наказать предателя, а тот, в свою очередь, забегает в одиноко стоящий замок и планирует переждать там ночь. Замок оказывается обитаем – в данный момент в нём находится две девушки (Франка Маи и Бриджит Ляэ), которые совсем не боятся вооруженного незваного гостя и оказывают ему радушный прием. Более того, девушки просят Марка остаться до вечера и сообщают, что в полночь в замке будет какое-то таинственное собрание, которое он сможет посетить. Но этот человек ещё не знает, какова цель этого собрания и что ждёт его в финале…
На этот раз Жан Роллен решил обратиться к теме тайных обществ и сделал это в свойственной ему нестандартной манере. Картина идет всего 80 минут и более походит на путешествие в некий загадочный потусторонний мир, в котором зрителя встречают две с виду невинные девушки, о сущности которых герой узнает, когда уже будет поздно. Развитие событий происходит медленно, да и действия здесь, как и в большинстве фильмов режиссёра, крайне мало. Мы любим их не за это, а за оригинальную манеру подачи материала, за странность, за мистицизм и романтизм.
Марк оказывается словно околдован двумя девушками и сам не замечая того, становится участником какой-то неизвестной игры, затеянной этими дамами. Естественно, одна из них затаскивает его в постель, а вторая влюбляется, но кульминация и развязка всех этих событий будет в финале, когда появится предводительница культа, которая и раскроет все карты перед главным героем, ибо ему уготована роль жертвы на этой церемонии. И когда, казалось бы, пришло спасение, режиссёр вновь удивляет зрителя и делает крутой поворот сюжета, заканчивая свой фильм в типичной для него меланхоличной манере.
В плане атмосферы картина выдержана в готическом стиле, она в меру мрачная, но чертовски красивая. Большая часть действия происходит в стенах старинного замка и его окрестностях, а финальные сцены – там же, но в ночное время суток. Герои говорят не так много и временами их голоса приобретают гипнотический оттенок (вкупе с отличным переводом времен VHS это производит очень хороший эффект), а некоторые сцены надолго вживаются в память зрителя. Чего только стоит эпизод, в котором героиня Бриджит Ляэ ходит в чёрном плаще с косой в руках – эдакая полуобнаженная соблазнительная смерть. Всё это прекрасно дополняет отличное музыкальное сопровождение Филиппа д’Арама, которое является редким гостем этого творения, но отлично передает его настроение зрителю.
Судя по всему, Жан Роллен готовился сделать несколько версий этого творения. Стандартную и удлиненную эротическую. Об этом говорят дополнительные сцены эротического характера, которые идут в качестве бонусов на издании Blu-ray. В финальный вариант картины они не вошли, а другая версия так и не была смонтирована, а сцены остались лежать на полке. Оно и ни к чему, ибо картина прекрасно смотрится именно в том виде, в котором представлена сейчас и не факт, что дополнительная эротика пошла бы ей на пользу. Восхитительное кино, одна из лучших работ французского Маэстро и один из моих любимых фильмов.