Бабочка с окровавленным крыльями
- Оригинальное название: Una farfalla con le ali insanguinate, The Bloodstained Butterfly.
- Производство: Италия 1971г.
- Режиссер: Дуччио Тессари.
- В ролях: Хельмут Бергер, Джанкарло Сбраджа, Ида Галли (Эвелина Стюарт), Уэнди д'Олайв,
Сильвано Транквилли, Гюнтер Штолль, Вольфганг Прайс, Кароль Андре.
Этот фильм многими считается лучшим в фильмографии Дуччио Тессари, а также одним из лучших в жанре джалло. Это второй триллер в послужном списке известного режиссёра и это один из самых необычных джалло, хотя таковым его можно назвать лишь с очень большой натяжкой.
В прологе нам показывают, как некий неизвестный мужчина убивает девушку по имени Франсуаза (Кароль Андре). Франсуаза была подругой Сары Марки (Уэнди д'Олайв), чьего отца Алессандро (Джанкарло Сбраджиа) арестовали по подозрению в этом убийстве. После длительного расследования, опроса немалого количества свидетелей и долгих судебных прений Алессандро признают виновным. Теперь у Сары и её матери Марии (Ида Галли) начинается новая жизнь, но последняя не особо переживает, ибо уже давно состоит в любовной связи с адвокатом Джулио Кордано (Гюнтер Штолль), который и «защищал» Алессандро в суде. Казалось бы, дело закрыто, но через некоторое время происходит ещё убийство, а чуть позже и ещё одно. Почерк преступника абсолютно такой же, поэтому получается, что Алессандро невиновен, но на деле всё оказывается гораздо сложнее…
Как видите, даже по сюжету этот фильм имеет мало общего с жанром джалло. Здесь нет убийцы без лица в чёрных перчатках, здесь нет кровавых сцен, здесь нет тревожной экспериментальной музыки, т.е. главных атрибутов жанра джалло. Я бы сказал, что «Бабочка с окровавленными крыльями» - это добротный триллер, судебная драма и детектив в одном флаконе.
Картина снята в холодных тонах, словно всё действие фильма происходит в пасмурный или даже дождливый день. Хотя на деле это не так, просто у меня сложилось такое впечатление. Возможно, этому поспособствовал визуальный ряд и легкая, приятная и меланхоличная музыка Джанни Феррио, которая в отличие от саундтреков к джалло как раз никогда не выходит на первый план и достаточно тихая по звучанию.
Едва ли не половина почти 100 минутного фильма отдана расследованию первого убийства и судебным прениям. Авторы максимально досконально продемонстрируют зрителю всех свидетелей, все обстоятельства произошедшего, все доводы обвинения и защиты, так чтобы он сам смог сделать выводы. Но сделать их непросто, ибо в гениальном сценарии Джанфранко Клеричи и Дуччио Тессари всё настолько закручено и непредсказуемо, что предугадать дальнейшее развитие событий и уж тем более развязку не представляется возможным. Сценарий действительно гениальный: в нём много крутых сюжетных поворотов, большое внимание уделено даже незначительным деталям, хорошо раскрыты характеры всех персонажей (даже второстепенных) и имеется очень грамотная детективная интрига.
После того, как Алессандро Марки признают виновным (к этому моменту пройдет почти две трети фильма) начинается как бы параллельная история богатого молодого человека Джорджи, которого играет Хельмут Бергер. Он и раньше появлялся на экране, начал встречаться с Сарой, но после того, как пройдет суд, авторы начинают уделять ему больше времени, показывая его болезненную натуру и непростой характер. Но не думайте, что тут всё так просто и что после этого вы без труда сможете догадаться, какова будет развязка этой истории.
Снимали фильм в Бергамо (Ломбардия) и частично в Милане. Герои не раз будут ходить по красивым старинным улочкам этого города, проходить мимо величественного средневекового храма и преследовать друг друга в узких переулках. Не могу не отметить, что такие места тоже оказывают влияние на общее настроение фильма, (в данном случае) делая его более меланхоличным и отрешенным.
Исполнителем главной роли заявлен Хельмут Бергер, один из любимых актёров Лукино Висконти (по его собственному признанию, был не только любимым актёром, но и любовником великого режиссёра). Но на деле в первой половине фильма у него не так много экранного времени, а далее его персонаж хоть и появляется чаще, но по большей части молчит. Джанкарло Сбраджиа сыграл осужденного Алессандро Марки, а известная по многочисленным джалло Ида Галли его жену. Роль детектива блистательно исполнил Сильвано Транквилли, которому всегда хорошо удавались такие роли. Ну и сам режиссёр засветился в небольшой роли свидетеля, а его жена Лорелла Де Лука сыграла мимолетную роль любовницы Алессандро Марки. Так как данный фильм являлся итало-немецкой ко-продукцией, то авторы пригласили парочку небезызвестных немецких актёров – Гюнтера Штолля (адвокат) и Вольфганга Прайса (судья).
«Бабочка с окровавленным крыльями» - ещё один шедевр итальянского кино, фильм, в сценарии которого всё выверено до мелочей, который может похвастаться грамотной постановкой, отличным актёрским составом и приятным саундтреком Джанни Феррио. Это более вдумчивая, совсем не жестокая лента с минимумом действия, рассчитанная на более серьезных зрителей, т.е. тех, кто умеет смотреть и «разговорные» фильмы, а не только бесконечный экшен. Именно им я и рекомендую просмотр этого шедевра.