Загадка гроба
- Оригинальное название: El enigma del ataúd, Only a Coffin, Les orgies du docteur Orloff, Die Folterkammer des Doktor Orloff, Le orge nere del Dr. Orloff.
- Производство: Испания-Франция 1967г.
- Режиссер: Сантос Алкосер.
- В ролях: Говард Вернон, Даниэль Годе, Мария Сааведра, Адольфо Арле.
В 1962 году Хесус Франко выпускает фильм «Крики в ночи» (Gritos en la noche), также известный как «Ужасный Доктор Орлофф», персонаж которого навеян романом Эдгара Уоллеса «Тёмные глаза Лондона». Конечно же, он был сильно переработан и стал существовать отдельно от первоисточника. Впоследствии Франко снимет ещё три продолжения – «Секрет Доктора Орлоффа» (El segreto del Dr. Orloff, 1964), «Призрачные глаза Доктора Орлоффа» (Los ojos siniestros del doctor Orloff, 1973) и «Призрачный Доктор Орлофф» (El siniestro Dr.Orloff, 1984). В будущем доктор Орлофф будет всплывать то тут, то там и появится даже в фильмах, которые не имеют отношения к франшизе, ибо менее известные авторы очень хотели заработать на относительной известности этого персонажа.
Самой известной лентой про Орлоффа, снятой не Франко, является добротный фильм Пьера Шевалье «Любовная жизнь Человека-невидимки» (La vie amoreuse de l’homme invisible, 1970), в котором фигурирует названный выше персонаж в исполнении всё того же Говарда Вернона и англоязычное название которого «Доктор Орлофф и Человек-невидимка». В 1967 году очень незаметно по экранам Европы прошелся фильм Сантоса Алкосера «Загадка гроба», которому французские дистрибьюторы дали более привлекательное название «Оргии Доктора Орлоффа» (Les orgies du docteur Orloff). Нечто подобное фигурирует в немецких и итальянских вариантах названия этого фильма, но на деле он не имеет никакого отношения к франшизе, начатой Хесусом Франко и представляет собой вялый и крайне дешево снятый триллер в готических интерьерах.
Некий богатый человек по имени Дэн Гэйлим (Говард Вернон), славящийся своим скверным характером и страстью к просаживанию денег, получает страшный диагноз – рак. В один день он собирает немногочисленных родственников у себя в замке, словесно издевается над ними и пишет необычное завещание, по которому каждый получает равную сумму от оставшихся у него денег. Правда, большую часть денег он успел прокутить, о чем не забывает упомянуть собравшимся. Одним из главных условий получения наследства стало требование ни при каких обстоятельствах не прикасаться к его гробу и уж тем более не вскрывать его. В эту же ночь он лёг в гроб и покончил с собой. Остальная часть фильма отдана непростым взаимоотношениям между родственниками, интригам, планам по получению большей суммы и тому подобным стандартным вещам. Всё это прерывает появление трупа в одной из комнат, который видела одна из героинь и который тут же исчезает. Ей не особо верят, но когда пропадает один из самых «буйных» родственников и этим начинает интересоваться полиция, остальные наследники тоже начинают опасаться за свои жизни…
Как видите, доктор Орлофф не фигурирует ни в сюжете, ни в именах персонажей. Единственный, кто напоминает об этом персонаже – актёр Говард Вернон, заявленный как исполнитель главной роли, а на деле появляющийся всего в паре сцен. Большая же часть фильма отдана всеразличной тягомотине и диалогам. Герои будут общаться, выяснять отношения, изменять друг другу, ругаться, строить планы и просто вести беседы и ходить по замку. Всё это продолжается на протяжении часа (при продолжительности фильма в 90 минут) и только после этого происходит первое серьезное убийство. Серьезное для сюжетной линии, но не в визуальном плане. Некто стреляет в одного из ключевых персонажей из пистолета, причем его жена была рядом и даже не удосужилась взглянуть, кто же стоял в коридоре и кто стрелял. Подождав немного, она встала и побежала сообщать остальным, что не смогла увидеть убийцу. После этого нас ждёт полицейское расследование, которое привносит в фильм ещё больше пустых разговоров и хождений по замку и ведет его к достаточно неожиданной, но совершенно неправдоподобной развязке…
В наши дни немецкие (по крайней мере, я так думаю) дистрибьюторы отсняли несколько минут дополнительных сцен и равномерно разбросали их по всему фильму, дабы сделать его хоть чуточку интереснее и порадовать поклонников эксплуатационного кино обнаженкой и садизмом. В результате основное вялое повествование постоянно прерывается показом обнаженной девушки, которую бьет хлыстом мужчина в маске-капюшоне палача. То она привязана, то валяется на полу, то сама бьет его хлыстом, то они падают на пол и начинают предаваться страсти… В общем, от этого фильм стал смотреться ещё более по-идиотски.
Как я сказал в начале обзора, «Загадка гроба» – это триллер в готических интерьерах. Авторы пытались создать некое подобие мрачной атмосферы и даже поехали в замок Coracera, где снимался оригинальный «Ужасный доктор Орлофф» Франко, но ничего годного сделать не смогли. Дикая дешевизна постановки чувствуется в каждом кадре и вкупе с отвратительным сценарием постоянно напоминает нам о бездарности режиссёра Сантоса Алкосера, который до этого работал над мюзиклами, а в 1970 году снял не менее убогое творение под заманчивым названием «Коллекционер трупов» (El coleccionista de cadaveres), которое и станет завершением его режиссёрской карьеры.
«Загадка гроба» – убогое и неинтересное творение, в котором плохо абсолютно всё, начиная от сценария и заканчивая актёрской игрой (даже любимый мной Говард Вернон смотрится здесь крайне неестественно). Не рекомендую тратить своё время на эту ерунду.