Ад на пляже
- Оригинальное название: L'enfer sur la plage, Hell on the Beach.
- Производство: Франция 1966г.
- Режиссер: Жозе Беназераф.
- В ролях: Марина Николаиде, Жорж Планшон, Жорж Клаэ, Моник Тирье.
«Ад на пляже» - один из самых странных и запутанных фильмов Жозе Беназерафа, который, в отличие от ряда других его работ, не выходил в США. На этот раз автор ударился в эдакую гремучую смесь арт-хауса и шпионского кино с небольшим привкусом New wave. Что у него получилось? Лично у меня это творение вызвало неоднозначную реакцию и сейчас я попробую рассказать о своих впечатлениях.
Честно говоря, разобрать сюжетную линию фильма оказалось непростой задачей. В начале идет продолжительный текст, в котором рассказывается о работе спецслужб разных стран мира, а затем уже начинается сам фильм, в котором идет противостояние неких людей на яхте с теми, что на берегу. Всё это секретные агенты, которые выполняют не всегда «чистые» миссии и вообще не всегда чисты на руку. Сюжет крутится вокруг секретной деятельности этих людей, которые работают друг против друга, что, в конце концов, приводит к трагической развязке…
Если честно, я так и не смог точно определить, о чём же этот фильм, да и рецензенты в Интернете также пересказывают эту историю по-разному. А всё дело в том, что авторы особо не представляют нам героев, а те, в свою очередь, не утруждают себя разговорами о своих миссиях и планах. И вообще в этом фильме диалогов крайне мало, а большая часть повествования отдана сценам у моря, на яхте, возле старинного строения и в ряде помещений, причем сцены эти порой весьма продолжительны и сняты в один дубль, а герои предпочитают молчать. Из-за этого и без того короткий фильм становится тяжко смотреть, так как лично мне не доставляет лицезреть несколько минут хождений по пляжу или сидящую у зеркала женщину, медленно наводящую макияж. Повторюсь, эти сцены были сняты в один дубль, словно авторы просто поставили камеру и ушли курить. Лично на меня такой подход не произвел ровным счетом никакого впечатления, а скорее наоборот вызвал негативные эмоции…
Учитывая, что это якобы шпионское кино с элементами эротики, то самое время поговорить об этих двух составляющих. Перестрелки и погони здесь будут, но в умеренном количестве. Будут даже люди с автоматами и базукой, которые попытаются взорвать яхту с берега, но проблема в том, что сняты эти сцены весьма некачественно. В большинстве случаев нам показывают кончик автомата, словно врезанный сюда из другого фильма, либо топорно снятые сцены со стрельбой, в которых не видно повреждений от автоматной очереди. Иногда не видно никаких признаков того, что автомат стреляет – просто показывают дуло, которое сопровождает звук стрельбы. Особенно это заметно в сцене погони на автомобиле: человек палит буквально в упор, а герои продолжают ехать на «неповрежденной» машине. Драки поставлены также плохо: временами в этих сценах отсутствует звук.
Что же касается эротической составляющей, то не стоит ожидать каких-либо откровений. Да, Жозе Беназераф – знатный порнограф, но на дворе был 1965 год и сильных вольностей он позволить себе не мог. Но всё же нас ждёт ряд сцен с мимолетным показом обнаженных девушек, а в остальном вся эротика сводится к показу соблазнения и эротических танцев. Главарь одной из противоборствующих сторон – женщина с роскошной грудью, которую она едва прикрывает. В таком виде она лежит в полутьме и раздает приказы. Другая дама бродит в бикини и представляется русалкой…. В общем, и здесь полное безумие в хорошем смысле этого слова. Хотя актрис могли бы подобрать и покрасивее.
«Ад на пляже», на мой взгляд, очень неровная работа раннего Беназерафа, который сам по себе интересен как один из самых самобытных режиссёров того времени. Несмотря на большинство положительных отзывов от других зрителей, я не разделяю их восторга и могу сказать, что «старое чёрно-белое французское кино» тоже может быть неудачным и плохим. Это как раз об этом фильме. Оригинально, странно, интересно для одноразового просмотра, но не более.