Main Reviews
top

Преступление в зеркале

bottom
Delitto allo specchio Delitto allo specchio
  • Оригинальное название: Delitto allo specchio, Death on the Fourposter.
  • Производство: Италия-Франция 1964г.
  • Режиссер: Жан Йосиповичи и Амброджио Мольтени.
  • В ролях: Джон Дрю Бэрримор, Антонелла Луальди, Мишель Лемуан, Глория Милланд, Луиза Ривелли,
    Мария Пиа Конте, Виттория Прада, Хосе Гречи, Марио Вальдемарин.
bottom

В 1960-е годы в Италии было снято немало готических фильмов. Какие-то из них стали культовыми и пользуются популярностью у фанатов и по сей день, а какие-то наоборот ушли в тень и знают о них немногие. К числу таких второстепенных и редких картин относится и лента 1964 года «Преступление в зеркале», снятая тандемом двух малоизвестных кинематографистов - французом Жаном Йосиповичи и итальянцем Амброджио Мольтени. Сайт IMDB относит «Преступление в зеркале» в жанру horror, но более сведущие люди аттестуют его как «ранний джалло», и вторая точка зрения более близка к действительности.

Delitto allo specchio Delitto allo specchio

Большая компания «золотой молодёжи» - шестеро молодых людей и пятеро девушек - решают провести уик-энд в старинном замке, принадлежащим неформальному лидеру их группы Риккардо. Они прибывают в замок, где живёт экономка Катарина и странный хаускипер Альдо, и предаются обычным для себя развлечениям: танцам, занятиям любовью и возлияниям. Вскоре компания отдыхающих пополняется неожиданно приехавшей в замок красавицей Сереной, которая значительно подогревает страсти. В частности, она подбивает одного из молодых людей, Энтони, продемонстрировать публике свои парапсихологические способности и провести соответствующий сеанс. Тот соглашается, но ничего хорошего из этого не выходит: войдя в особое состояние Энтони предрекает большое несчастье. Его предсказание сбывается: кто-то убивает Серену посредством удушения. Баловней судьбы охватывает паника, так как телефонной связи в замке нет, а ключи от гаража исчезли. Понимая, что убийца среди них, молодые люди начинают вести расследование своими силами, но таинственный преступник не собирается сидеть, сложа руки...

Почитав синопсис, становится понятно, что «Преступление в зеркале» вряд ли можно аттестовать как ужасы, так как лента действительно более походит на джалло или протоджалло. Примечательно, что более половины продолжительности картины отдано показу жизни молодых людей из состоятельных классов. Встретившись в кафе, они садятся в свои автомобили и едут в замок, прерываясь на остановки, во время которых они дурачатся, катаясь верхом друг на друге, и прочее в таком духе. По прибытию на место мужская часть компании тут же начинает обсуждать девушек и «делить» их между собой. Их и без того весёлое настроение ещё более поднимается с приездом раскованной и сексуальной Серены, всегда готовой внести какое-нибудь интересное в плане развлечений предложение. Молодые люди целуются, флиртуют, пьют, танцуют возбуждающие танцы, играют в своеобразную игру и, наконец, проводят сеанс парапсихологии, который служит отправной точкой перехода картины с территории демонстрации «сладкой жизни» в giallo. Но тот, кто ждёт от этого перехода мрачной атмосферы, свойственной классическим итальянским ужасам старой школы, саспенса и интригующих поисков преступника - будет разочарован. Все убийства (кроме одного поверхностно показанного покушения на оное) остаются за кадром, а действия молодёжи по поимке убийцы хаотичны. Сначала почти все будут уверены в виновности хаускипера Альдо, потом главным подозреваемым станет Рикки, когда-то лечившийся от неврастении, но окажется, что ни тот, ни другой не виновны. Видеоряд картины весьма приятен, но он не создаёт ощущения тьмы и страха (за редким исключением), наоборот, настроение фильма какое-то лёгкое, чуть ли не приподнятое, ощущается динамизм, несвойственный традиционной готике. Развязка истории смотрится на одном дыхании и с интересом, но не поражает воображение.

Delitto allo specchio Delitto allo specchio

Обращает внимание немалое количество эротизма. Разумеется, цензурные рамки Италии 1-й половины 1960-х мало что позволяли и режиссёры просто показывали то, что могли: переодевающихся девушек, какое-то подобие оргии, подглядывание сквозь замочную скважину, сексуальные танцы... Эта «застенчивая» эротика, сконцентрированная преимущественно в первой половине фильма, приятна и нисколько не утомляет.

Главную мужскую роль исполнил хорошо известный поклонникам западноевропейского эксплуатационного кино француз Мишель Лемуан. Впечатления от его персонажа двоякие: с одной стороны, его специфическая внешность вряд ли годится для воплощения образа Рикки в ипостаси плейбоя, прожигателя жизни, верховодящего компанией таких же, как и он, виверов, но с другой - он неплохо смотрится тогда, когда играет бывшего неврастеника, чья психика вновь даёт сбои. Очень хорошо вжился в образ Энтони - обладающего необычными способностями молодого человека - американец Джон Дрю Бэрримор, один из ярких представителей актёрской семьи Бэрриморов. Настоящим украшением этого низкобюджетного фильма стало участие в оном звезды итальянского кино того времени Антонеллы Луальди, имевшей к тому времени солидный опыт серьёзных ролей у именитых режиссёров. Сыгранная Луальди Серена вышла очень запоминающейся.

«Преступление в зеркале» - необычный, но практически безвестный представитель итальянской чёрно-белой готики 1960-х. Его авторы пошли на эксперимент, попытавшись снять нечто отличное от традиционного готического фильма с его тяжёлой мрачной атмосферой и практически полным отсутствием действия. Творение тандема Йосиповичи-Мольтени получилось более живым и своеобразным: в локациях римского Castello della Castelluccia был снят A giallo about the dolce vita (кажется, именно так «Преступление в зеркале» было охарактеризовано в La Stampa). Хорошее развлекательное кино, вновь открытое после долгих десятилетий забвения.

Автор обзора: Almost Human.
Delitto allo specchio Delitto allo specchio
Delitto allo specchio Delitto allo specchio
Delitto allo specchio Delitto allo specchio
Материал опубликован: 05 июня 2016 года