Ветка смерти
- Оригинальное название: The death line, Raw meat.
- Производство: США 1973г.
- Режиссер: Гэри Шерман.
- В ролях: Дональд Плезенс, Дэвид Лэдд, Норман Россингтон, Кристофер Ли, Шэрон Гёрни.
Большинство зрителей связывает имя режиссёра Гэри Шермана с боевиком 1986 года «Взять живым или мертвым» (Wanted: dead or alive), главную роль в котором сыграл Рутгер Хауэр и который не раз издавался у нас на видео. Ну или припомнят видеосалонный хит 1980-х под названием «Полиция нравов» (Vice squad). Но мало кто видел его пугающую дебютную работу «Ветка смерти», которая была издана на DVD под названием «Сырое мясо». Этот фильм был единственной режиссёрской работой Шермана 1970-х и, на мой взгляд, до сих пор остается одним из лучших его фильмов…
Действие происходит в Лондоне, куда приезжает пара американских студентов Алекс (Дэвид Лэдд) и Патриция (Шэрон Гёрни). В метро они наткнулись на лежащего без сознания мужчину высокого чина и передали информацию констеблю, но когда тот прибыл на место, мужчины уже не было. На следующий день парня вызывает на допрос инспектор Кэлхоун (Дональд Плезенс), ибо тот человек и впрямь оказался важной персоной и на следующий день не явился на встречу. Постепенно и полицейский, и сам Алекс узнают историю той станции, где в последнее время стали пропадать люди. Дело в том, что метро планировали строить дальше, но произошла авария, а у компании-застройщика не было денег на то, чтобы разгребать завалы и вызволять попавших туда рабочих, в результате чего их пропажа покрыта мраком тайны, а в тех местах, где велось строительство, стали пропадать люди…
Некоторые зрители упрекают режиссёра в излишнем внимании к детективной составляющей и затянутости некоторых сцен. Честно говоря, не вижу причин для этого, ибо картина была снята в 1970-е, в их первую половину, когда в моде был не безостановочный экшен, а психологический хоррор и атмосфера. И с этой точки зрения картина Шермана снята правильно и качественно. Режиссёру удалось создать довольно жуткое и страшное творение и приправить его парой-тройкой кровавых сцен, равномерно разбросанных по всей продолжительности.
Авторы не будут долго томить зрителя и довольно быстро покажут тех, кто похищает и убивает людей на злополучной станции. Думаю, что вы уже давно догадались, что это те самые выжившие под завалами люди, которые теперь потеряли человеческий облик и стали питаться человечиной. Подобная фабула позволяет режиссёру продемонстрировать ряд тошнотворных и кровавых (для того времени) сцен, в которых зрителю предстоит лицезреть оторванные конечности, изуродованные и подгнившие трупы, а также самих обитателей «того места, куда не проникают лучи Солнца». Надо сказать, что авторы полностью отдалились от реальности и дали волю фантазии, в результате чего обитатели подземки неизвестно как выжили, но своего рода мутировали и потеряли способность говорить, а также болеют всевозможными опасными заболеваниями. Собственно, к тому моменту, когда нам их покажут, в живых останется только один, оплакивающий свою беременную подругу на смертном одре. Их логово, внешний вид и поведение выглядят весьма устрашающе. А финальные сцены, в которых последний выживший похищает Патрицию так и вообще великолепны.
Гэри Шерман решил привнести в свой фильм ещё одну вещь, на которой «погорело» немало других авторов. Я говорю о юморе. У многих режиссёров фильмы превращались в сплошной каламбур и теряли хоррор-составляющую при малейших попытках добавить комичные ситуации, и только единицы могли сделать это по-настоящему грамотно, сохранив хрупкий баланс между весельем и страхом. Гэри Шерман – один из них. Все комичные ситуации в основном сосредоточены вокруг инспектора Кэлхоуна, который время от времени говорит что-нибудь смешное или попадает в забавную ситуацию. Чего только стоит сцена, в которой он напился в баре и спрашивает, когда можно будет с утра опохмелиться. Или его перепалки с коллегами и представителем МИ-6… Всё это делает фильм очень легким для просмотра и ещё больше увлекает зрителя в водоворот событий, уготованных авторами для главных героев.
На главные роли были приглашены как уже тогда известные личности, так и не очень. Естественно, главной звездой фильма является Дональд Плезенс, крайне талантливый разноплановый актёр, который отлично смотрится в любой роли. Его инспектор Кэлхоун надолго запомнится зрителю и непременно повеселит его во время просмотра этого творения. В роли Алекса выступил в будущем довольно известный актёр Дэвид Лэдд. Кристофер Ли на этот раз появится в эпизодической роли загадочного агента МИ-6, эдакого человека во всём черном, с которым герой Плезенса тоже умудрился забавно повздорить.
«Ветка смерти» или «Сырое мясо» - отличный дебют Гэри Шермана и просто очень приятный и интересный фильм ужасов, в котором есть не только страшные элементы, кровь и насилие, но и небольшая доля юмора, способная «скрасить» угрюмые события, происходящие на экране. Рекомендации.