Коррупция во дворце правосудия
- Оригинальное название: Corruzione al palazzo di giustizia, Smiling maniacs, Streets of Eternity.
- Производство: Италия 1975г.
- Режиссер: Марчелло Алипранди.
- В ролях: Франко Неро, Фернандо Рей, Умберто Орсини, Мартин Бальсам,
Габриэле Ферцетти, Умберто д'Орси, Ренато Балдини, Мара Доно.
Семидесятые годы были сложным временем для Италии, временем политической нестабильности, коррупции и заказных убийств. Видя изнутри всю эту жизнь, итальянские режиссёры начали снимать жесткие криминальные фильмы с социальным и политическим подтекстом, в результате чего на свет появился жанр eurocrime. Но некоторые пошли дальше и создавали чисто политические картины, зачастую даже не криминальные, а просто драмы. Это были Дамииано Дамиани, Элио Петри, Франческо Рози и другие. В 1975 году Марчелло Алипранди снимает напряженную политическую драму под названием «Коррупция во дворце правосудия» и приглашает на съёмки настоящих звезд итальянского и мирового кино…
Для англоязычной аудитории фильм дублировали и переименовали в странное и совершенно неподходящее название «Улыбающиеся маньяки» (Smiling maniacs), что совершенно не клеится с содержанием ленты и привлекает дополнительных зрителей, которые ждут фильм ужасов, а получают драму и разочаровываются. Оригинальное итальянское название как нельзя лучше отражает содержание фильма.
Итак, действие происходит почти целиком и полностью во дворце правосудия, где заседают высшие судьи страны. В канун выборов министр юстиции дает указание наконец-то разобраться с Карло Гойя (Мартин Бальсам), влиятельным мафиози, который ещё и планирует баллотироваться в Парламент. Дело в том, что этот человек настолько влиятельный, что все попытки найти против него улики оборачиваются ничем, так как он знает о каждом шаге прокуратуры ещё до того, как следователи его совершат. Для расследования коррупционных дел в суде из министерства присылают следователя Эрци (Умберто Орсини), который сразу же начинает копать под судью Ванини (Фернандо Рей), ибо тот уже был замечен в связях с Гойей. Далее идет сложная цепь интриг, заметание следов, прослушка разговоров и угрозы со стороны мафии. Во все эти события окажется вовлечен и молодой судья Дюранте (Франко Неро), который очень быстро понимает, что коррупция проникла буквально везде, даже в высшие эшелоны власти…
Это не криминальный и не гангстерский фильм, а именно политическая драма или, в крайнем случае, детектив. Здесь не будет действия, практически не будет убийств, а всё экранное время будет отдано сложной сети интриг, которая начинает закручиваться во дворце правосудия сразу после начала расследования со стороны Эрци.
Марчелло Алипранди, Джанфранко Клеричи и Фернандо Имберт написали отличный сценарий, в котором всё выверено до мелочей. Зрителю придется следить за деятельностью довольно большого количества персонажей и каждый из них хранит свои секреты, раскрытие которых смерти подобно. Постепенно судьбы и дела всех этих людей начинают переплетаться, и вся эта паутина медленно окутывает зрителя, увлекая его в загадочный и опасный мир коррумпированной итальянской судебной системы. Развитие событий предугадать невозможно, как и то причастен ли Ванино к тому, в чём его обвиняют, или же его кто-то хочет сделать козлом отпущения. Об этом мы узнаем только ближе к концу фильма, а по ходу развития событий зрителя ждёт немало неожиданных сюжетных поворотов и откровений ряда персонажей.
Картина актуальна до сих пор, актуальна для любой страны, особенно для России, где коррупция и вранье встали во главу политики государства. Ведь везде есть люди, такие как Карло Гойя, которые имеют связи, власть, деньги и могут купить всё, что пожелают, даже иммунитет от самых циничных преступлений, что и показано в этом фильме. Но в данном случае режиссёр акцентируется не на фигуре Карло Гойи, которая сама по себе не очень интересна, а на тех самых судьях, на институтах власти, которые занимаются покрывательством таких людей. Они куда опаснее и вредоноснее самого Гойи. Именно в этом фильме зритель сможет заглянуть внутрь высших органов власти и воочию увидеть, как там проворачиваются коррупционные дела.
В то же время режиссёр дает главному виновнику шанс и представляет совершенно неожиданную развязку. Нет, оправдания коррупционеру, который покрывал преступника, нет, но есть одно обстоятельство, из-за которого сломается почти любой человек и поступит точно также как этот герой. Но раскрывать всех деталей я не буду, дабы не «засветить» интригу.
На главные роли были приглашены настоящие звезды мирового и итальянского кино. Фернандо Рей отлично сыграл человека, попавшего под подозрение, человека, на которого ополчились буквально все и который теперь вынужден держать удар чуть ли не в одиночку. Умберто Орсини оказался превосходен в роли следователя Эрци, который приезжает с допросами и начинает слежку за судьей Ванино, а Франко Неро немного «задвинут» назад, хотя ближе к финалу его герой выйдет на первый план и сыграет одну из решающих ролей. По-другому быть не могло. Поклонники Мартина Бальсама увидят своего кумира в привычной для него роли могущественного мафиози Карло Гойи, но, как я писал выше, авторы не акцентируются на этом персонаже и поэтому у Бальсама не так много экранного времени. Ну и не могу не отметить Габриэле Ферцетти, который сыграл хитрого коллегу Ванини, оказавшегося достаточно важным для рассказанной истории персонажем.
«Коррупция во дворце правосудия» - ещё один отличный представитель жанра политического кино Италии. Интересный, хорошо продуманный и актуальный до сих пор сюжет, отличный актёрский состав, грамотная постановка, слегка мрачная манера повествования и хороший саундтрек Пино Донаджио делают это творение если не шедевром, то просто превосходным фильмом. Рекомендации.