Институтка
- Оригинальное название: La collegiale.
- Производство: Италия 1975г.
- Режиссер: Джанни Мартуччи.
- В ролях: София Дионизио, Нино Кастельнуово, Феми Бенусси, Марта Кэтрин, Франко Мерли, Франко Диоджене, Серджио ди Пинто.
Мало кто знает, что у ленты «Несовершеннолетня» (La minorenne), одного из самых известных проектов Сильвио Амадио с участием одного из секс-символов жанрового итальянского кино Глории Гвиды, есть парафраз, вышедший на экраны осенью 1975 года. Речь идёт о картине под названием «Институтка», ставшей режиссёрским дебютом Джанни Мартуччи. Как и в случае с «Несовершеннолетней» к созданию сюжета приложил руку Пьеро Реньоли.
Марта - совсем юная выпускница монастырской школы, которая отправляется из стен alma mater на воссоединение со своей семьёй, о которой почти ничего не знает. Перед выходом в мир девушка получает наставление от монахинь, сводящееся к следующему: всюду царствует порок и она должна любой ценой избегать плотских искушений. Марта принимает слова своих наставниц близко к сердцу, тем более, что монашеская проповедь подтверждается тем, что девушка видит вокруг себя в семье: её тётя оказывается самой настоящей нимфоманкой, кузен - шантажистом и садистом, новая жена его отца - изменницей, да и сам родитель, невероятно толстый и тщеславный делец, имеет кое-какие грешки. На этом фоне выделяется один мужчина, работающий в семье Марты садовником: на первый взгляд он представляет собой полную противоположность одержимым всевозможными пороками родственникам девушки и поэтому вполне закономерно, что вчерашняя воспитанница религиозной школы начинает испытывать к нему влечение...
Как видно, сюжет первой картины Мартуччи практически копирует «Несовершеннолетнюю» Амадио, здесь даже есть сцена галлюцинаторного кошмара главной героини, в который та погружается, слушая рассказы монахинь о таящихся за стенами монастыря плотских соблазнах. Но если «Несовершеннолетняя» по сути является драмой, то «Институтка» больше походит на комедию, да, собственно, ей и является, поскольку режиссёр подаёт события в лёгкой, шутливой манере, не несущей никакого серьёзного посыла. В основе сюжета можно проследить историю становления сексуальности юной девушки, чья предыдущая жизнь прошла в условиях сексуальной репрессии и оторванности от реальности, ведь монастырская школа отличается от обычной, живя по своим правилам и давая ученикам особое видение мира. Поэтому неудивительно, что поначалу Марта шокирована своим новым окружением, но постепенно и в ней пробуждается желание страсти, которое направляется на садовника.
Режиссёр создаёт тщательно выписанные образы. Отец Марты - очень толстый и тщеславный тип, недавно женившийся на молодой и красивой даме. Этот мужчина весьма похотлив, любит разглядывать эротические журналы и следить за живущими неподалёку то ли хиппи, то ли цыганами. Его новая жена делает вид, что обожает мужа, но на деле её симпатии целиком и полностью принадлежат любовнику, живущему в Венеции, а единственным мотивом вступления в брак с толстым и немолодым человеком для неё стали деньги. Помешанность на сексе тётушки Марты граничит с патологией, ибо она буквально живёт этим, не брезгуя заниматься им даже с двумя местными стариками-крестьянами. Но наиболее живописным и отвратительным вышел образ двоюродного брата Марты. Это уродливый подросток, зорко следящий за происходящим вокруг и умело ведущий основанную на шантаже игру со своей мачехой. Имея на руках доказательства наличия у неё любовника, он удовлетворяет с ней свои садистские фантазии. Не всё так однозначно и с садовником. С одной стороны он находится как бы над страстями своих работодателей и однажды даже спасает Марту от группового изнасилования теми самыми цыганами-хиппи, но с другой стороны он достаточно груб и неотёсан и чуть было сам не насилует Марту на пустынном пляже. Сама Марта выведена как чопорная девица, непоколебимая в смысле разврата, но мало-помалу и в её душу проникает страсть и плотские желания, медленно, но верно разрушающие конструкцию морально-нравственных запретов, возведённую годами обучения в школе при монастыре.
«Институтка» снята по тем же канонам, что и другие аналогичные ленты: не особо смешной юмор плюс большое количество обнажёнки. Эти «условия» были соблюдены Мартуччи от и до: немногочисленные забавные моменты соседствуют со множеством эротики, иногда выглядящей извращённой. Так, в одной из сцен кузен Марты заставляет раздеться жену её отца, лечь на кровать, после чего принимается её избивать; в другой сексуально озабоченная тётушка играет в какую-то странную «игру» с несколькими пожилыми мужчинами, завершающуюся её мочеиспусканием в их кругу.
На главную роль Джанни Мартуччи пригласил Софию Дионизио, младшую сестру Сильвии Дионизио, и тут вышло небольшое недоразумение, так как 22-летняя актриса, обладающая развитыми формами, никак не походит на девушку-подростка, едва успевшую окончить школу, хотя смотрится она приятно. Нино Кастельнуово, начавший свою актёрскую карьеру со съёмок у Пьетро Джерми, Лукино Висконти, Карло Лидзани и Луиджи Коменчини, сыграл того самого садовника, без труда очаровавшего главную героиню. Феми Бенусси очень здорово смотрится в образе тётушки Эми, сексуально одержимой женщины. Франко Диоджене замечательно исполняет роль отца Марты, Франко Мерли неподражаем в образе её подлого и жестокого кузена. Очень миловидна некая Марта Кэтрин (Даниэла, жена отца Марты), для которой «Институтка» стала первой и последней работой в кино.
«Институтка» - ничем не примечательная, можно сказать «типичная», итальянская секс-комедия, подражающая «Несовершеннолетней» Сильвио Амадио. Дебютная лента Мартуччи вышла очень даже неплохой и её можно рекомендовать к просмотру всем, кто любит и ценит аппенинское эксплуатационное кино тех лет.