Проси прощения у Бога…, а не у меня
- Оригинальное название: Chiedi perdono a Dio... non a me, May God forgive you... but I won't.
- Производство: Италия 1968г.
- Режиссер: Винченцо Музолино (Гленн Винсент Дэвис).
- В ролях: Джорджио Ардиссон, Драгомир «Гидра» Боянич (Энтони Гидра), Пьетро Мартелланца (Питер Мартелл),
Кристина Иозани, Игнацио Спалла (Педро Санчез), Джованни Иван Скратулья, Тано Чимароза,
Эсмеральда Баррос, Дино Страно, Сюзанна Мартинкова, Риккардо Пиццути.
На волне популярности жанра вестернов многие безвестные авторы пытались на нём заработать. Одним из таких авторов был актёр второстепенных и эпизодических ролей, а по совместительству начинающий режиссёр Винченцо Музолино. В 1968 году он выпускает свою дебютную работу под названием «Проси прощения у Бога…, а не у меня», а в 1969-м – второй вестерн под названием «Квинтана». Возможно, он бы и дальше продолжил свою карьеру, но это было не суждено, ибо в том же 1969 году он скончался.
Главным героем фильма является достаточно известный персонаж спагетти-вестернов по имени Кьяманго (Джорджио Ардиссон). Пока он был в отъезде, группа из шести человек приезжает к нему на ранчо и убивает семью. Вернувшись в родные края, Кьяманго узнает о случившейся трагедии и клянется отомстить. В этом ему помогает мексиканец Баррика (Игнацио Спалла), который видел убийц в подзорную трубу. Постепенно Кьяманго настигает большую часть из них и понимает, что заказчиком был никто иной, а отец его подруги Вирджинии (Кристина Иозани). Но неожиданно он становится жертвой своих же подельников: после смерти брата Дик Смарт (Драгомир «Гидра» Боянич) уже не интересуется деньгами и одержим слепой яростью, которую выплескивает и на заказчика, расстреляв его вместе с подельником. Теперь на Кьяманго открыта настоящая охота. Сможет ли он устоять перед целым отрядом вооруженных до зубов людей?
В самом начале обзора я неспроста написал, что «режиссёр этого творения продолжил бы карьеру», ибо дебют у него вышел очень и очень достойный. Картина смотрится гораздо лучше лент более именитых режиссёров. Куда лучше того же «Джанго вызывает Сартану» (Django sfida Sartana) Паскуале Сквитьери. И в этом заслуга Винченцо Музолино, который написал отличный сценарий и осуществил грамотную постановку.
Начнём со сценария. С виду это стандартная история мести человека убийцам близких людей. Но на деле в середине фильма сюжет делает резкий поворот и главный герой как бы меняется местами со злодеями. Личность отрицательного персонажа также меняется. В первой половине фильма Кьяманго просто убивал исполнителей заказа, а авторы давали всяческие намеки на то, что заказчиком этого убийства является отец его подруги. В средине фильма всё меняется: заказчика убивает его же подельник, и теперь он уже клянется отомстить за смерть брата и начинает охоту на Кьяманго. События в фильме развиваются также достаточно быстро, правда, некоторые сцены выглядят крайне наивно. К примеру, Джек Смарт (убитый Кьяманго брат Дика Смарта), будучи дико пьяным, умудряется застрелить трёх человек в баре. Ещё минуту назад он едва стоял на ногах и чуть ли не спал на барной стойке, а тут раз – и в миг протрезвел.
Перед нами чрезвычайно динамичный фильм, полный перестрелок, драк, погонь и всевозможных стычек противостоящих сторон. Фильм до отказа набит действием, которое происходит под палящим солнцем под прекрасную музыку Феличе ди Стефано, временами напоминающую лучшие работы Эннио Морриконе. А на закуску в финале авторы приготовили нам сюрприз в виде здоровенного пулемета, с помощью которого главный герой будет косить десятки врагов. Правда, в некоторых сценах с перестрелками авторы позволили себе быть небрежными и не стали «портить» одежду актёров. В результате подкошенные выстрелами персонажи падают замертво, а на их одежде ни следа от пули и никакой крови. Но это мелочь по сравнению с другими достоинствами картины.
Главную роль здесь исполняет хорошо знакомый любителям итальянского кино Джорджио Ардиссон. В этом фильме он отлично играет и, что называется, поставлен сюда к месту. Его экранным врагом будет югославский актёр Драгомир «Гидра» Боянич, который воплотил на экране настоящее зло, одержимого жаждой мести Дика Смарта. Внимательный зритель заметит здесь Тано Чимарозу и Эсмеральду Баррос в роли любовной парочки, к которой приходит главный герой.
Общий итог: перед нами пусть и не идеальный, но отличный образец грамотно поставленного спагетти-вестерна. Интересный сюжет, хорошие актёры и большое количество действия непременно порадуют всех любителей жанра.