Замок зла
- Оригинальное название: O castelo das Taras.
- Производство: Бразилия 1982г.
- Режиссер: Юлиус Бельведер.
- В ролях: Эсмеральда Баррос, Доривал Кутиньо, Сильвана Алвес, Хильда Феррачини, Роко, Дарси Силва, Эли Силва.
В 1982 году живший в Сан-Паулу университетский профессор литературы Рассел да Силва Рибейро, любивший фильмы ужасов, творчество Хичкока и имевший небольшой опыт работы сценаристом и помощником режиссёра под псевдонимом Юлиус Белведер, снимает эротический хоррор «Замок зла», который в итоге оказывается его последней работой в кино. Картина быстро завоевала большую популярность у зрителей и принесла большой доход: в 2008 году Рибейро заявил, что в переводе на нынешние деньги он получил один миллион реалов. Несмотря на успех, сопровождавший «Замок» в год его появления на экранах, на данный момент это очень редкое кино, о котором знают лишь единицы. Автору этих строк довелось найти в сети лишь два отзыва, и оба они были близки к восторженным. Он ожидал увидеть шедевр экспло, но его ожидания не оправдались.
Женщина-преподаватель и три девушки-студентки приезжают в какое-то место за городом и заселяются в пользующийся нехорошей репутацией замок. Женщина рассказывает своим попутчицам, что когда-то в этом замке проводились нечестивые ритуалы в центре которых была фигура Маркиза Де Сада. Вскоре к проживающей в замке четвёрке присоединяется Рикардо - молодой протестантский пастор. В конечном итоге злой дух Де Сада проявляет себя и заставляет почти всех обитателей замка стать одержимыми похотью, а Рикардо - ещё и жаждой насилия, что приводит к череде странных и страшных событий. Также выяснится, что приезд студенток в это место отнюдь не случайность и личность их обаятельной спутницы-профессора имеет оборотную сторону...
Фильм длится 76 минут, и на протяжении почти что часа зрителю вряд ли будет интересно. Женщины приезжают в замок для занятия какими-то экспериментами из области спиритизма или чего-то в этом роде. Режиссёр продемонстрирует несколько атмосферных сцен, в т.ч. и иллюстрирующих рассказ о когда-то имевших место в замке тёмных делах. Смотрится это в духе американских порнолент о сатанистах наподобие «Сатанинской страсти» (Satan's lust, 1971): мужчина, похожий то ли на демона, то ли на их поклонника, с эрегированным уродливым пенисом, корчит рожи в каком-то плохо освещённом месте с голыми девицами. Остальное время отдано показу пребывания в замке женщины и девушек, частому показу их обнажённых тел и процессу соблазнения одной из них пастора. Всё это навевает скуку и заставляет всерьёз задуматься о перемотке фильма. Последние 20 минут компенсируют предыдущее время просмотра и содержат в себе немало различного действия: софткоровый секс, убийства и загадочный ритуал. Одержимый похотью и жаждой насилия пастор выглядит скорее комично, нежели зловеще: голый мужчина, извалявшийся в опилках, пускает изо рта пену и размахивает серпом. Сцена убийства им девушки выглядит крайне неправдоподобно, поскольку отделить человеческую голову от туловища серпом за несколько секунд просто невозможно. Не просматривается в финале и никакой интриги: оба опасных персонажа (женщина-профессор и одержимый пастор) будут выведены из игры безо всяких проблем.
Как хоррор «Замок зла» в принципе слабоват, поскольку этого контента здесь не так уж много. Мрачная атмосфера, за счёт которой фильм ужасов может «выплыть» и без сцен насилия, присутствует тут эпизодически. Несмотря на название, замка, которые мы привыкли видеть в итальянских и мексиканских ужасах, здесь нет, а есть старый дом и демонстрируемая с некоторого расстояния башня, на замок не очень походящая. С эротикой дело здесь обстоит на порядок лучше, и режиссёр активно демонстрирует голые женские тела, лесбийский и традиционный секс. Стоит выделить сцену таинственного ритуала в конце фильма: смотрится она очень необычно как в плане атмосферности, так и в плане эротики.
Учитывая то, что бюджет данной ленты был минимальным, Белведер при производстве «Замка зла» имел дело в основном с непрофессиональными актёрами, которые, правда, очень старались и сыграли достойно для своих возможностей, тем более, что от них не требовалось ничего сверхъестественного. «В основном» потому что было одно исключение: роль той самой преподавательницы исполнила Эсмеральда Баррос, имевшая за плечами опыт съёмок в более чем двух десятках фильмов, в том числе и в Италии, где Баррос снималась у Луиджи Батцеллы, Антонио Маргерити, Роберто Маури и Эдоардо Муларджии.
Возможно, для Бразилии «Замок зла» был настоящим прорывом, но по меркам, например, итальянского кино он выглядит в лучшем случае середнячком. По большому счёту этот фильм спасают от полного провала буквально последние 20 минут хронометража, лишь они смотрятся достаточно интересно на фоне предшествующего им экранного времени. Рекомендовать к просмотру это можно любителям экзотики.