Main Reviews
top

Шляпа священника

bottom
Il cappello da prete
  • Оригинальное название: Il cappello da prete.
  • Производство: Италия 1944г.
  • Режиссер: Фернандо Мария Поджоли.
  • В ролях: Ролдано Лупи, Лида Баарова, Луиджи Алмиранте, Луиджи Павезе, Карло Ломбарди.
bottom

Фердинандо Мария Поджоли – не самый известный итальянский режиссёр первой половины ХХ века. Некоторые его фильмы с натяжкой относят к неореализму, но большинство этих картин недоступно ни в каком формате. Этот человек никогда не скрывал своей гомосексуальной ориентации (это в те времена!), хотя и время от времени имитировал отношения с женщинами; говорят, что он был замешан в каком-то ограблении…, а его жизнь закончилась 2 февраля 1945 года самоубийством с помощью газа.

Il cappello da prete Il cappello da prete

Именно Поджоли снял первые экранизации двух классических произведений итальянской литературы. «Ревность» (Gelosia, 1942) по роману Луиджи Капуаны «Маркиз ди Роккавердина», которую потом в 1953 году очень успешно экранизировал Пьетро Джерми, на данный момент недоступна. А вот «Шляпа священника» по одноименной книге миланского романиста Эмилио де Марки как-то давно показывалась по итальянскому телевидению, благодаря чему и стала доступна современному зрителю. Вот о ней мы сейчас и поговорим.

Фильм был снят летом 1943-го, но его премьера состоялась уже после освобождения Италии, а именно 10 ноября 1944 года (он получил разрешение цензурной комиссии №1).

Главный герой фильма, барон Карло ди Сантафуска (Ролдано Лупи), последний представитель древнего и уважаемого рода, проигрывает почти все деньги в карты. Не зная, как расплатиться с долгами, он ведет переговоры с неким священником Доном Чирилло (Луиджи Алмиранте), который оказывается нечист на руку и предлагает барону смехотворную сумму в 30 тысяч лир за огромное имение. Священник обещал погасить все долги аристократа и отдать ему оставшиеся деньги, но и тут идет обман, ибо ему удается договориться о снижении долга, но должник об этом не узнает. В последний момент Карло передумывает продавать имение, но Дон Чирилло настаивает, в результате чего оказывается в колодце, который предусмотрительный барон тут же сравнивает с землей. Но он забыл про шляпу, которую тут же утащила собака и которая в будущем сыграет роковую роль в его судьбе…

Il cappello da prete Il cappello da prete

Я смотрел не так много итальянских фильмов, снятых до 1960-х годов, когда начали входить в моду «развлекательные» жанры. Но даже по тому, что я видел, можно сказать, что «Шляпа священника» смотрится достаточно блекло. И на это есть несколько причин. Во-первых, главный герой. Ролдано Лупи мне показался совершенно неубедительным в роли жаждущего денег и удовольствий барона, который ради всего этого идет на преступление. А уж с бородкой этот актёр выглядит достаточно несуразно. Во-вторых, сценарий. Я не читал первоисточник, но уж больно неправдоподобно и фантастически выглядит вся эта история со шляпой, а также раскрытие преступления в финале. Весь фильм шляпа будет путешествовать по рукам, её будут путать с другой шляпой, передавать друг другу, пока она не попадет на стол полицейского инспектора, до этого не желавшего и слушать никакие доводы о смерти Дона Чирилло. Полиция, на самом деле, здесь ничего особо не делает и носит чисто номинальный характер, ибо даже раскрытие преступления ложится на плечи… самого преступника, который буквально сам признается в совершенном деянии. Ну и в третьих, визуальный ряд и атмосфера не настолько хороши, как в некоторых других подобных картинах. Декорации и количество мест действия говорят о том, что у фильма был невысокий бюджет.

В остальном же, «Шляпа священника» смотрится достаточно интересно, даже порой интригует зрителя и, в конце концов, оставляет вполне приятное впечатление (до шедевра ей, конечно же, далеко). Но интересен этот фильм может быть только серьезно увлеченным итальянским кино людям.

Il cappello da prete Il cappello da prete
Il cappello da prete Il cappello da prete
Il cappello da prete Il cappello da prete
Материал опубликован: 05 декабря 2017 года