Голова Панчо Вильи
- Оригинальное название: La cabeza de Pancho Villa.
- Производство: Мексика 1957г.
- Режиссер: Чано Уруэта.
- В ролях: Луис Агилар, Флор Сильвестре, Хаиме Фернандез, Карлос Суарез, Фернандо Осес.
«Голова Панчо Вильи» - заключительная часть трилогии режиссёра Чано Уруэты о безголовом всаднике. Предыдущие части – «Всадник без головы» (El jinete sin cabeza) и «Знак Сатаны» (La marca de Satanás) уже обозревались на страницах этого сайта.
В прологе нам показывают, как группа неизвестных людей раскапывает могилу одного из революционных лидеров Панчо Вильи. Они верят, что голова этого великого человека приносит победу и дает силы в бою. Голову аккуратно помещают в чёрный ящик с каким-то оккультным символом, и с этого момента его должны будут хранить по очереди несколько людей. Перед смертью очередной хранитель должен будет передать ящик следующему, а в обязанности последнего входят поиски надежного человека чести, которому можно будет доверить столь ценную реликвию. Но все они начали умирать гораздо раньше, чем думали, ибо за этим чёрным ящиком охотится секта людей в балахонах, которыми управляет странная старуха, более похожая на ведьму. Конечно же, это дело для настоящего супергероя, такого как Всадник без головы…
Если вы читали обзоры на предыдущие части, то знаете моё мнение о них. Первая часть хороша и представляет собой довольно оригинальное смешение множества жанров, а вторая весьма слаба и не привносит ничего нового. «Голова Панчо Вильи» - это нечто среднее между первой и второй частями.
В плане атмосферы и визуального ряда картина превосходна. Мрачный пролог, в котором под призрачную музыку рассказывается о том, как люди похищают голову мертвеца. Всё это происходит на фоне кадров на кладбище. Далее зрителя ждёт немало сцен с людьми в чёрных балахонах, которые будут охотиться за «хранителями» головы чуть ли не по всей Мексике. Нам покажут их собрания при свете факелов, преследования хранителей и некое подобие каких-то ритуалов. Тут же замешана и небольшая детективная интрига, о которой я предпочту умолчать, хоть ничего оригинального и шедеврального в ней нет. Сам Всадник без головы едва не погибнет и воспользуется возможностью «своей смерти» путешествовать инкогнито. Все думают, что герой погиб, и это дает ему простор для действий.
К отрицательным сторонам фильма могу отнести сильную наигранность некоторых эпизодов. Особенно это касается столкновений Всадника без головы с сектантами. Не знаю, что подвигло авторов на постановку таких по-идиотски выглядящих сцен: толпа людей в балахонах не может поймать одного человека, а тот, словно Супермен со сверхъестественными способностями, раскидывает их направо и налево. Такие вещи мы могли видеть и в предыдущих частях, но в гораздо меньших количествах. Правда, это компенсируется куда меньшей долей беготни и так называемого юмора со стороны толстого друга главного героя, которого играет всё тот же Паскуаль Гарсия Пенья. На этот раз он ведет себя куда серьезнее, хотя не сможет обойтись без пары сцен, где пугается чуть ли не своей тени и начинает бегать взад-вперед. В финале он также пугается и своего лучшего друга, причем даже тогда, когда тот снимает маску и объясняет ход событий в тот злосчастный день, когда все посчитали, что он погиб. Опять «Призрак!!!», беготня и падение в фонтан… Мистическая составляющая сюжета едва прослеживается, а содержимое черного ящика нам покажут только в финале и оно будет весьма неожиданным и, я бы даже сказал, дающим надежду на продолжение, которое так и не было снято.
Что же касается музыкальных номеров и романтической линии, тот на этот у главного героя в исполнении Луиса Агилара не будет столько времени на песни, но несколько коротких номеров он всё же исполнит. Романтической линии тоже практически нет, так как большую часть экранного времени главный герой имитировал свою смерть и ходил в «костюме» Всадника без головы.
«Голова Панчо Вильи» - далеко не шедевр, но и плохим фильмом я бы его тоже не назвал. Это такой крепкий середнячок, который, возможно, понравится поклонникам старого хоррора «по южную сторону от границы», мексиканского фольклора и культуры в целом. Но эта картина, конечно же, ни в коем случае не подойдет для знакомства с волшебным миром мексиканского кино 1950-1970-х.