Лошадь Дьявола
- Оригинальное название: El caballo del diablo.
- Производство: Мексика 1975г.
- Режиссер: Федерико Куриэль.
- В ролях: Хорхе Риверо, Нарцисо Бускетс, Хуан Миранда, Йоланда Очоа, Виктор Алкосер, Марица Оливарез.
Своего рода ноу-хау мексиканского кинематографа можно считать попытки смешения воедино жанров вестерна и мистики/хоррора. Вроде бы, пионером этого «симбиоза» был известнейший режиссёр Фернандо Мендез, создатель культового фильма ужасов «Вампир» (El vampiro, 1957) с Херманом Роблесом в главной роли. В 1959 году Мендез снимает два хоррор-вестерна – «Los diablos del terror» и «Крик мертвеца» (El grito de la muerte, 1958). Таким образом, получается, что мексиканцы начали снимать свои собственные оригинальные, отличающиеся от американских, вестерны за несколько лет до Серджио Леоне и Марио Кайано. Насколько динамично развивался жанр «ужасняцких» вестернов я сказать не могу, так как слабо разбираюсь в мексиканском кино. Среди почитателей чили-вестернов высоко котируются фильмы «El diabolico» (1977, реж. Джованни Корпорал) и «El estrano hijo del sheriff» (1982, Фернандо Дуран Рохас). Как видно, временной промежуток между картинами Мендеза и вышеназванных режиссёров очень велик, так что, повторюсь: я не знаю, снималось ли что-либо в таком духе в 1960-е. В 1975 году знаменитый мексиканский режиссёр Федерико Куриель снимает ленту «Лошадь Дьявола», которая как раз таки является хоррор-вестерном. Об этой ленте и пойдёт речь.
Богатый ранчеро дон Фернандо не знает горя. Жизнь не только одарила его богатством, которое приносилось разведением и продажей лошадей, но и детьми. У дона Фернадо двое прекрасных сыновей, Эстебан и Лусиано, один из которых (Эстебан) уже успел жениться. Молодые люди не только помогают отцу в его работе, но и готовы весело провести с ним время в местной таверне, где можно попить текилы, послушать музыку и даже подраться. Однажды Лусиано встречает недалеко от ранчо дикую лошадь чёрного цвета. Восхищённый красотой животного, он попытался поймать его, но не преуспел в этом деле. Вечером того же дня Лусиано улизнул с торжественного вечера по каким-то своим делам, а поздней ночью в дом дона Фернандо было принесено страшное известие: изуродованное тело Лусиано было найдено на дне каньона. Безутешный отец был настолько потрясён случившимся, что начал проклинать Бога, который, по его мнению, допустил такую несправедливость. После окончания траурной церемонии, оставшийся один возле могилы сына дон Фернандо, обратился к Дьяволу с просьбой вернуть ему Лусиано, в обмен на собственную душу. Тут же перед могилой, словно из воздуха, возникла чёрная лошадь и, прежде чем скрыться, несколько раз ударила копытом по вечному пристанищу Лусиано. Той же ночью Лусиано вернулся домой, объяснив своё отсутствие тем, что он, дескать, очень сильно напился с некими людьми в близлежащем городке. Он также добавил, что найденное в каньоне тело, принадлежит человеку, очень похожему на него. Местный доктор, проводивший посмертное исследование тела Лусиано, не верит в то, что он мог ошибиться и спутать сына дона Фернандо с кем-то другим. Но все домашние рады возвращению Лусиано, хотя отец и держал в уме то, что его сын разъезжал верхом на той самой зловещей лошади, которая появилась возле могилы после обращения к Дьяволу.
Вернувшийся к жизни Лусиано теперь практически ничем не напоминал свою прежнюю личность. Вместо весёлого и жизнерадостного молодого человека был взрослый мужчина, практически лишённый каких-либо эмоций, но склонный к жестоким и немотивированным поступкам. Основную тягу оживший мертвец испытывал к лицам женского пола: проще говоря, Лусиано стремился к совершению жестоких изнасилований. Теперь окрестные жители начинают бояться разъезжающего на чёрной, как сажа, лошади всадника, ищущего очередную жертву для удовлетворения своей адской страсти. Довольно быстро дон Фернандо понимает, что его сын уже не тот, что был прежде, и будет лучше отправить его туда, откуда нет возврата.
Перед нами очень неплохой фильм с ничем не прикрытой религиозной составляющей. По сути, главным, достойным порицания персонажем выступает вовсе не инфернальный Лусиано, а его отец. Ближе к концу картины между слёгшим с болезнью доном Фернандо и его страшным сыном будет иметь место примечательный диалог. Лусиано обвиняет отца в том, что он, движимый своим эгоизмом, презрел законы бытия, и прервал покой мёртвого, дожидавшегося конца времён в гробу. Обратившись к силам тьмы с просьбой воскрешения умершего, дон Фернандо навлёк на себя гнев небес и сейчас он пожинает плоды собственной дерзости. Сам Лусиано, возвращённый к жизни Сатаной, не может быть никем другим, кроме как насильником и убийцей, так как им движет демон. Поэтому не случайно, что совладать с созданием ночи может только один человек: отец Маркос, местный священник.
В «Лошади дьявола» очень мало действия. В начале фильма нас ждёт сцена массовой драки с участием не совсем трезвых дона Фернандо, Эстебана и Лусиано с людьми, обвинившими богатого конезаводчика в каких-то махинациях с лошадьми, а во второй половине будет эпизод, в котором Лусиано в одиночку расправляется с десятком человек. Хотя Лусиано и «специализируется» на изнасилованиях, ничего откровенного здесь не будет: «подвиги» сына дона Фернандо либо остаются за кадром, либо показываются очень целомудренно. Также не стоит ожидать и какого-то ожесточённого финального сражения: падре Маркос довольно-таки легко изгонит из тела Лусиано зловещего обитателя, используя крест и помощь «вооружённых» этим предметом христианского культа людей. Что я могу выделить, так это визуальный ряд, который смотрится просто отлично из-за практически полного отсутствия солнца, насыщенных ярких красок и качественного изображения на экране. Уверен, что любителям готического кино понравится старинный роскошный дом семейства дона Фернандо и блуждания тёмного всадника по окрестным пространствам. Актёрская игра смотрится солидно, особенно это касается исполнителя главной роли (Лусиано) - известнейшего Хорхе Риверо, считавшегося секс-символом мексиканского кино.
«Лошадь Дьявола» - оригинальный фильм, снятый на стыке horror-movie и вестерна. Рекомендую эту картину всем любителям олдскульного хоррора и пусть вас не смущает ярко выраженный религиозно-назидательный подтекст этой картины.