Кровь и кружево
- Оригинальное название: Blood and Lace, The Blood Secret.
- Производство: США 1971г.
- Режиссер: Филип С. Гилберт.
- В ролях: Глория Грэм, Мелоди Паттерсон, Мильтон Сельцер, Дэннис Кристофер, Вик Тайбек, Лен Лессер.
«Кровь и кружево» - один из ярких представителей американского хоррора категории Б 1970-х, который смело переступает все табу, смело выплескивает на зрителя шоковые моменты и смело предлагает на его суд действительно «больной» сюжет. Эта картина никогда не издавалась на VHS в США, а MPAA (Motion Picture Association of America) первоначально присвоила ей рейтинг PG-13, за что Майкл Уэлтон в своей Psychotronic Encyclopedia of Film (1983) назвал этот фильм «Одним из самых больных творений с рейтингом PG-13». Впоследствии MPAA пересмотрела своё решение и присвоила рейтинг R, но это, в общем-то, не отменяет ничего сказанного выше.
Над сценарием «Кровь и кружева» работал Джил Лэски, известный любителям американского drive-in кино по таким картинам как «Ночь кричащего бога» (The night god screamed, 1971), «Грязные мамочкины девочки» (Mama's dirty girls, 1974) и «Укротительницы мужчин» (The manhandlers, 1978). На этот раз он также написал довольно оригинальный и закрученный сценарий, правда не лишенный ряда изъянов и нестыковок...
В прологе нам показывают мир глазами убийцы, который держит в руке молоток и медленно передвигается по дому в поисках спальни, в которой спит пара средних лет. Нечто подобное в будущем покажет Джон Карпентер в своём самом известном фильме «Хэллоуин» (1978). Позже мы узнаем, что убитая пара – это мать главной героини и её очередной любовник. Сама девушка по имени Элли (Мелоди Паттерсон) была сначала помещена в госпиталь, где её мучили кошмары, в которых фигурировал образ человека с топором, а затем в приют для сирот миссис Дир (Глория Грэм). Вот тут то и начинается интрига: эта миссис Дир оказалась не простой меценаткой, а безумной женщиной, которая верит, что заморозив тело умершего человека, можно в будущем его оживить. Естественно, экспериментирует она на детях, для которых в доме созданы невыносимые условия и на которых она зарабатывает деньги от социальной защиты (она спит с одним из чиновников и он на всё закрывает глаза). Каждый попытавшийся убежать или сильно провинившийся подросток будет убит её помощником Томом, а впоследствии помещен в холодильник. Такая же судьба уготована и Элли, которой очень быстро «посчастливилось» узнать страшный секрет миссис Дир. Но проблема в том, что сначала во снах Элли, а затем уже и наяву в доме появляется человек с обожженным лицом с молотком в руке…
После прочтения моего описания сюжета может показаться, что он отдает идиотизмом. Но на деле всё гораздо лучше. События развиваются равномерно, периодически предлагая зрителю порцию не очень жестокого действия (в фильме будет всего пара-тройка жестоких сцен, в основном в начале), а интрига сохраняется до самого финала. Причем интрига здесь не одна: сначала мы не знаем, кто такая миссис Дир и что она делает с детьми в своём приюте, затем появляется обожженный человек с молотком… и не забываем про маньяка, убившего мать главной героини и её любовника. Но и это ещё не всё: финальные минуты также приготовили для зрителя очередной безумный и, выражусь по-английски, sleazy сюрприз. В этом плане здесь всё отлично.
Как таковых положительных персонажей, вызывающих хоть какую-то симпатию, в фильме нет. Мать Элли была знатной шлюхой, которой не пользовался разве что ленивый или брезгливый житель города, сама Элли также похожа на стервочку и имеет задатки своей развратной матери. Парень, с которым она общалась в приюте, оказался стукачом и болтуном, рассказывающим, что переимел сотни женщин. Социальный работник – типичный противный скользкий тип, а полицейский – так и вообще имеет педофильские наклонности и жаждет затащить в постель Элли, которой по сюжету всего 16 лет (а ему уже где-то 45-50). В общем, перед нами фильм, в котором даже положительные персонажи не вызывают симпатии.
Как я уже упоминал выше, в этом фильме есть несколько gore сцен, достаточно жестоких по тем временам (если, конечно, не сравнивать с работами Хершелла Гордона Льюиса). В одной из таких сцен Том кидает мясной нож и отрубает кисть попытавшемуся сбежать парню. И что вы думаете? Тот не издает ни звука и тут же продолжает убегать. Вообще никакой реакции (!), после чего следует смерть. В финале также имеется ляп: паренек, ставший свидетелем бойни в подвале, подтверждает слова Элли о творящихся ужасах в доме и призывает бежать, пока есть возможность. Остальные парни и девушки стоят, как стадо баранов, с тупыми лицами и ничего не делают. К чему была сделана такая реакция, я так и не понял.
«Кровь и кружево» снимали в том же доме, где трёмя годами раньше Луиза Шеррилл создавала свою единственную режиссёрскую работу – странный ghost movie «Призрак дома Хэнли» (The ghost of Hanley house, 1968). Интерьеры весьма неплохие, хотя авторы не ставили себе целью создать мрачную атмосферу, а сосредоточились на «безумии» самой истории и страшных вещах, творящихся в доме. Саундтрек неизвестного композитора (его имя не указано в титрах) больше походит на музыку из фильмов про призраков первой половины 1960-х. Странно, но вполне приятно.
«Кровь и кружево» - ещё одно доказательство свободы в кинематографе 1970-х. Тогда было возможно всё, поэтому и появлялись оригинальные сценарии, фильмы не для всех, безумные идеи и странные съёмки. Фильм, конечно, не шедевр, но определенно очень добротная работа, просмотр которой можно смело рекомендовать всем любителям остросюжетного кино.