Зверь должен умереть
- Оригинальное название: The Beast Must Die, Black Werewolf.
- Производство: Великобритания 1974г.
- Режиссер: Пол Эннетт.
- В ролях: Кэлвин Локхарт, Питер Кушинг, Марлен Кларк, Антон Дифринг, Чарльз Грей.
Ближе к середине 1970-х британская студия Amicus в лице Мильтона Суботского и Макса Розенберга обращается к жанру, который большинство кинематографистов обходят стороной – жанру werewolf movie. Фильмов на эту тему было снято крайне мало и ещё меньшее их количество достойно хотя бы одноразового просмотра. Та же студия Hammer Films при огромной фильмографии создала только один фильм про оборотня – «Проклятье оборотня» (The curse of the werewolf, 1961). Для Amicus эта тема также была новой и вышедший в 1974 году хорррор «Зверь должен умереть» стал последней работой студии в жанре ужасов…
Изначально продюсеры студии Amicus планировали пригласить на главную роль Роберта Кворри, который с успехом исполнил роль графа Йорги в одноименном фильме 1970-го года стал узнаваемым лицом среди любителей страшного кино. Но в последний момент продюсеры всё переиграли и пригласили чернокожего актёра Кэлвина Локхарта, а тот в свою очередь порекомендовал также позвать Марлен Кларк, и его рекомендация была принята к рассмотрению. Дело всё в том, что в те времена был бум blaxploitation фильмов и авторы хотели подзаработать на его популярности, создав доселе невиданный гибрид из blaxploitation и фильма ужасов про оборотня, приправив его детективными нотками.
Миллионер Том Ньюклифф (Кэлвин Локхарт) приглашает в своё изолированное и оснащенное камерами загородное имение восемь человек и утверждает, что один из них является оборотнем. Для того чтобы вычислить его, он забирает какие-то детали из их автомобилей, и таким образом все оказываются отрезанными от внешнего мира. С этого момента вместе с помощником Павлом (Антон Диффринг) он будет следить за гостями и охотиться за оборотнем, как только тот ступит в его владения. Всё это приводит к смерти большинства персонажей, а вычислить личность оборотня оказывается не так просто…
За основу сценария был взят роман Джеймса Блиша «Больше не будет тьмы» (There shall be no darkness), который был прилично переработан Майклом Уиндером и впоследствии ещё раз переписан режиссёром Полом Эннеттом в содружестве со Скоттом Финчем. В результате мы получили достаточное интересное кино, которое, тем не менее, содержит огромное количество «ляпов» в сценарии и не может порадовать зрителя динамичным развитием событий. А телевизионный режиссёр Пол Эннетт не смог справиться с рядом ночных сцен вне студии с участием чернокожего актёра, в результате чего временами его едва видно на экране (чёрная кожа + чёрная одежда + ночь).
Развитие событий происходит крайне медленно и до первой вылазки Тома на охоту за оборотнем нужно ждать минут сорок. Далее последует несколько вялых убийств и большое количество разговоров, домыслов, «тестов на оборотня» с серебром и просто хождений туда-сюда. Вполне возможно, что таким образом авторы хотели создать детективную интригу, но получилось достаточно скучно. К тому же сам сценарий содержит массу глупостей: увидев на радаре оборотня, главный герой мог за пару минут посмотреть через камеру спальню каждого гостя и понять, кто отсутствует. Но вместо этого он хватает ружье и бежит во двор… Ближе к финалу оборотень так и вообще обнаглеет и будет бегать даже среди бела дня, а его сражение с пилотом вертолета так и вообще выглядит смешно, особенно после того, как Том выстрелил в ту сторону из ружья и подорвал вертолет, на фоне которого шла битва пилота и оборотня… Такого маразма в фильме пруд пруди, и всё это будет периодически «прерываться» регулярными «тестами на оборотня», во время которых Том просит каждого гостя подержаться за что-нибудь серебренное. Таких тестов я насчитал минимум три за весь фильм и в последнем из них Доктор Линдгрен в исполнении Питера Кушинга выдал невероятную гипотезу, согласно которой серебро не помогает вычислить оборотня только из-за того, что его руки могут быть покрыты пластмассой. После этого Том предложил пробовать серебро на язык.
Что же касается экшена и убийств, то здесь этого мало. Каких-то по-настоящему кровавых эпизодов или диких сцен вы здесь не увидите. Сразу видно, что у авторов было совсем мало денег. Сам оборотень достоин отдельного разговора, ибо это вовсе и не оборотень, а обычная немецкая овчарка чёрного цвета с прицепленной к ней шкурой (для придания более «страшного» внешнего вида). Да-да, я не шучу, в тех немногочисленных сценах с «оборотнем» вы увидите обыкновенную слегка приукрашенную овчарку, не более. Именно поэтому в фильме мало экшена, а убийства поданы очень мягко, либо вообще остаются за кадром…
Есть у ленты и неоспоримые плюсы. Во-первых, её будет интересно посмотреть любителям эстетики 1970-х. Старинное имение, необычные костюмы героев и характерная для blaxploitation того времени музыка в стиле фанк и соул, которую крайне приятно слушать даже в отрыве от фильма. Кэлвин Локхарт – хороший харизматичный актёр, но сразу видно, что изначально персонаж Тома Ньюклиффа писался не под него, поэтому здесь он хоть и выглядит стильно, но сам по себе не очень уместен. Питер Кушинг играет второстепенную роль доктора Лундгрена и был приглашен сюда чисто ради своего имени. Впрочем, как и небезызвестная Марлен Кларк, хорошая актриса американских B-movie 1970-х, которая здесь попросту скучает. Антон Диффринг сыграл помощника главного героя по имени Павел. И вот он бы неплохо смотрелся на месте Локхарта, благодаря своему аристократичному виду.
Прочитав мой обзор, вы, наверное, подумаете, что «Зверь должен умереть» совсем уж невозможный и ужасный фильм. Нет. Несмотря ни на что, он вполне тянет на годный середнячок и здорово скрасит вечер, но не стоит ждать от него чего-то сверхъестественного.