Год чумы
- Оригинальное название: El año de la peste.
- Производство: Мексика 1979г.
- Режиссер: Фелипе Казалс.
- В ролях: Алехандро Пароди, Хосе Карлос Руиз, Ребека Сильва, Тито Хунко, Даниэла Ромо.
Перед нами крайне малоизвестный и очень дешево снятый мексиканский фильм-катастрофа об эпидемии, поразившей крупный мегаполис. Официально картина никогда не выходила за пределы страны производства и не переводилась даже на английский язык и только в XXI веке, благодаря усилиям энтузиастов, у нас появилась возможность с ней ознакомиться.
В крупный мексиканский город приходит несчастье – неизвестная болезнь. С каждым днём всё больше и больше людей обращается за медицинской помощью, и им ставят диагноз «бронхиальная пневмония». После непродолжительного лечения болезнь отступает, а потом резко возвращается в ещё более ужасающих формах и больной умирает. Доктор Дженовес постепенно понимает, что это какой-то вид чумы и что нужно срочно что-то делать, иначе эта зараза распространится по всей стране и по всему миру. Казалось бы, власти должны предпринять решительные действия, но врач столкнулся со стеной непонимания. Вместо того, чтобы действовать, глава города и глава страны решают замалчивать проблему и всячески скрывают наличие эпидемии до тех пор, пока от чумы не умирает приезжавший в Мексику с визитом министр иностранных дел Норвегии…
Идея фильма чертовски интересна и при должной реализации из неё могло бы получиться действительно мрачное, полное драматизма и безысходности полотно. Но авторы решили идти по иному пути и сняли очень продолжительную (более 100 минут) и крайне скучную драму, которая не вызывает ничего, кроме желания промотать бесконечные разговоры и побыстрее завершить просмотр.
События в фильме развиваются крайне медленно. Авторы очень долго вводят зрителя в курс дела, знакомя его с персонажами, показывая их повседневную работу и жизнь и лишь изредка отвлекаясь на рассказ о начавшейся эпидемии. Постепенно количество её жертв увеличивается, но это никак не сказывается на темпе развития событий: перед нами всё те же продолжительные сцены с разговорами, рутинная работа и тому подобные вещи. Главный герой будет ходить по разным инстанциям и говорить о надвигающейся опасности, но его нигде не будут слышать.
По-хорошему авторы должны были наполнить своё творение драматизмом (ведь массовая эпидемия же), показывать чаще больных и страдающих людей, а также привнести в свой фильм долю безумия, когда люди начинают массово умирать, но, к сожалению, ничего этого сделано не было. В фильме вообще не чувствуется напряжение, а драмы кот наплакал, впрочем как и действия. И даже ближе к финалу, когда трупы уже будут собирать на улицах, фильм будет таким же вялым и неинтересным. Никакой паники, никакого безумия, никакого драматизма – только невнятно снятые сцены с уборкой трупов небольшой продолжительности и такой же чёткости (снималось ночью, и освещение было не самым лучшим). Ну и иногда покажут, как люди в специальных защитных костюмах заливают какой-то жидкостью зараженных людей и помещения, где они обитали. Никаких зараженных людей, никаких уличных беспорядков, никакой паники на верхах. Не знаю, что хотели сказать этим фильмом авторы, но их посыл определенно запутался в неумелой режиссуре, слабой операторской работе и неоправданно затянутой продолжительности фильма.
Музыкальное сопровождение очень минималистично и является редким гостем фильма. Фактически это примитивные экспериментальные электронные мелодии. Никакой атмосферы они не создают. Главную роль исполнил небезызвестный Алехандро Пароди, работавший в своё время с самим Джаном Марией Волонте, а в остальных ролях засветились завсегдатаи ролей второго плана мексиканского кино 1980-х типа Ребеки Сильвы и Тито Хунко.
«Год чумы» мог бы стать шедевром disaster-фильмов… увы, на деле перед нами кино ниже среднего. Отсутствие атмосферы, безумия и драматизма, неоправданно затянутый сценарий, чувствующаяся во многих сценах дешевизна постановки превращают это творение в отличное снотворное. Не рекомендую тратить время даже на одноразовый просмотр этого творения, тем более что оно длится немало – более 100 минут…