Main Reviews
top

Ангелы греха

bottom
Les anges du péché Les anges du péché Les anges du péché
  • Оригинальное название: Les anges du péché.
  • Производство: Франция 1943г.
  • Режиссер: Робер Брессон.
  • В ролях: Рене Фор, Жани Ольт, Сильви, Мила Парели.
bottom

В этом обзоре мы поговорим о немножко нестандартном для общей тематики сайта фильме, а именно о дебютной полнометражной работе признанного мастера французского кино Робера Брессона под названием «Ангелы греха».

С 1940 по 1941-й гг. будущий режиссёр провел 18 месяцев в немецком лагере для военнопленных, где познакомился с доминиканским монахом Раймондом Леопольдом Брукбергером. Через несколько лет Брессон приглашает этого человека для работы над фильмом «Ангелы греха», для которого тот пишет повесть «Dominicain». Результатом работы этих людей стала достаточно необычная и красивая драма, которую многие зрители причисляют к лучшим картинам режиссёра.

Les anges du péché Les anges du péché

Главной героиней фильма является девушка из богатой семьи по имени Анна-Мария (Рене Фор), которая решает бросить все прелести беззаботной жизни в обмен на служение Богу и отправляется в монастырь доминиканского ордена. Этот монастырь специализируется на реабилитации осужденных женщин и тесно сотрудничает с одной из местных тюрем, помогая попавшим туда дамам осознать свои ошибки и вернуться к нормальной жизни, а может, и присоединиться к ордену. В один день Анна-Мария заметила яркую и строптивую девушку Терезу (Жани Ольт), с которой у начальства тюрьмы были постоянные проблемы из-за её характера. Очарованная этой заключенной молодая монахиня пытается найти с ней общий язык и убедить её присоединиться к монастырю, дабы искупить свои грехи. Впоследствии она узнает, что Терезу подставили, и что она была осуждена по ложному обвинению. Это ещё больше вдохновляет Анну-Марию на общение с Терезой, но та ведет себя агрессивно, а после выхода из тюрьмы мстит и теперь возвращается в монастырь в качестве монахини, чтобы скрыться от правосудия…

Покрутив дополнительные материалы на DVD, я узнал, что этот фильм мог исчезнуть навсегда, ибо он уже давно забыт и оригинальные негативы были в не самом лучшем состоянии. Но благодаря стараниям специалистов, эта жемчужина французского кино вновь увидела свет и нашла массу новых поклонников. Картина действительно достойна зрительского внимания и заставляет задуматься и по-разному оценивать поступки двух главных героинь.

Для начала расскажу о визуальном ряде. Режиссёр Робер Брессон считается минималистом, и его фильмы практически всегда лишены масштабности, спецэффектов, действия, а иногда и профессиональных актёров. Его дебютная работа имеет множество порой не совместимых элементов, таких как саспенс, сентиментальность, мрачные сцены в стиле film noir, довольно сложные диалоги, порой заставляющие задуматься, и приятную музыку, состоящую не только из симфонических мелодий, но и из монашеских песнопений, уносящих зрителя в Средневековье.

Les anges du péché Les anges du péché

Большая часть действия фильма происходит в стенах монастыря, и авторы демонстрируют зрителю очень закрученную и сложную историю взаимоотношений между двумя совсем не похожими друг на друга людьми. Я бы сказал, что перед нами ангел (сестра Анна-Мария) и демон (Тереза). В основном зрители резко негативно отзываются о Терезе, встреча с которой стала роковой в жизни Анны-Марии, но, на мой взгляд, здесь есть подводные камни и сейчас я постараюсь объяснить своё видение этих взаимоотношений.

Режиссёр уделяет большое внимание характерам и образам главных героинь. Он довольно подробно рассказывает зрителю о каждой из них, чтобы в финале он смог сделать самостоятельный вывод, ибо концовка фильма не дает ответов на возникшие вопросы.

Дело в том, что перед нами два совершенно противоположных персонажа и режиссёр играет на их противоположности. Это видно даже по тому, как они одеты (до прихода в монастырь Тереза носила всё чёрное, а монахини были в белом) и по их настроению (меланхоличная с явными признаками мизантропии Тереза и жизнерадостная, счастливая и добрая Анна-Мария). Тереза – одинокая, несчастная, ошибочно осужденная и от этого злая на весь мир. Она просто хочет, чтобы её оставили в покое, чтобы человечество не вторгалось в её жизнь, от того и пускает яд даже на людей с добрыми намерениями. И тут в её жизнь приходит Анна-Мария, болтливая, позитивная и жаждущая «наставить на путь истинный». Ещё в тюрьме она проявила большой интерес к Терезе, и с течением времени он только возрастал. А когда та пришла в монастырь, так Анна-Мария вообще забыла обо всём на свете и стала обращаться со своей подопечной, как с домашним животным, не давая ей покоя и постоянно вторгаясь в её внутренний мир. Постепенно она забыла, что у неё есть другие сестры и что своей любовью она должна была делиться со всеми в равной степени. Это стало причиной ряда интриг и последующего приглашения на разговор с матерью-настоятельницей, в котором она сообщила, что Анна-Мария не может быть настоящей монахиней и должна вернуться в мирскую жизнь. Это был большой удар для неё, а тут ещё и довольно грубое и холодное отношение со стороны Терезы, которая ближе к финалу говорит прямо, что хочет, чтобы её оставили в покое. Она тоже причастна к интригам в монастыре и сыграла в них не последнюю роль, но всё это от её боязни попасться в лапы полиции, которая уже интересуется её личностью, и мизантропии. Печальный финал картины не дает окончательного ответа на возникшие насчёт Терезы вопросы. То ли она, устав бороться, молча приняла свою судьбу; либо же осознала, что была неправа по отношению к Анне-Марии. Об этом каждый зритель подумает сам.

Les anges du péché Les anges du péché

Робер Брессон частенько работал с непрофессиональными актёрами, но этот фильм исключение, ибо, на мой взгляд, без работы профессионалов он бы не смог так красочно показать характеры двух главных героинь. Рене Фор очень хорошо изображает жизнерадостную, добрую и местами назойливую девушку Анну-Марию, которая отказывается от роскошной жизни во имя помощи людям и служения Богу, но немного сходит с правильного пути. С ней очень хорошо контрастирует Жани Ольт, на мой взгляд, одна из самых талантливых актрис французского кино того времени. Её Тереза – воплощение печали и меланхолии со стойким привкусом мизантропии. Особенного хорошо смотрятся сцены, где Тереза ещё не стала монахиней, ибо в них виден не только «внутренний», но и внешний (в плане одежды и внешнего вида) контраст. Собственно, эти две актрисы и являются главными звездами фильма, «ослепляя» зрителя своей талантливой игрой и, тем самым, заставляя его не обращать внимания на других героинь этой истории.

Я знаю, что, возможно, высказал нестандартную точку зрения насчёт Анны-Марии и Терезы, но таково моё мнение, с которым читатель в праве не согласиться. Но уверен, что он будет со мной солидарен во мнении насчёт фильма. Перед нами настоящий шедевр, жемчужина французского кино, талантливая и неординарная работа с оригинальным сюжетом, отлично прорисованными персонажами, грамотной постановкой, актёрской игрой и красивым визуальным рядом. Интеллигентное кино, достойное, чтобы его помнили будущие поколения.

Les anges du péché Les anges du péché
Les anges du péché Les anges du péché
Les anges du péché Les anges du péché
Материал опубликован: 03 августа 2015 года