Main Reviews
top

Амер

bottom
Amer Amer
  • Оригинальное название: Amer.
  • Производство: Франция-Бельгия 2009г.
  • Режиссер: Элен Катте и Бруно Форзани.
  • В ролях: Кассандра Форе, Жан-Мишель Вовк, Бьянка Мария д'Амато, Мари Бос.
bottom

В последнее время некоторые независимые режиссёры проявляют интерес к итальянскому кино 1960-1970-х и в частности к жанрам джалло и готического хоррора. По всему миру то и дело выходят картины, которые иначе как данью уважения к джалло не назовешь. На ум приходят работы аргентинского режиссёра Лучиано Онетти «Глубойкий сон» (Sonno profondo, 2013) и «Франческа» (Francesca, 2015), снятые на итальянском языке… Немец Андреас Маршалл в 2011 году выпускает подражание Дарио Ардженто под названием «Маски» (Masks). И вот, наконец, бельгийская семейная пара Элен Катте и Бруно Форзани начинает своё победное шествие по кинофестивалям жанрового кино с дебютной картины 2009 года «Амер», о которой мы сейчас и поговорим.

Amer Amer

До «Амера» у режиссёров был небольшой опыт работы над короткометражными фильмами. Бельгийский продюсер Эв Коммендж согласился выделить часть денег на съёмки полнометражного фильма, но этого было недостаточно, поэтому пришлось попросить помощи у француза Франсуа Коньяра. В результате оказалось, что на руках у режиссёров лишь треть необходимого бюджета, но, несмотря на это, продюсеры дали старт проекту. Авторы экономили буквально на всём и даже снимали пробные сцены на цифровую камеру с самими собой, чтобы просчитать возможные ошибки при работе с актёрами. При таком серьезном отношении результат не заставил себя ждать, и в 2009 году стартовала премьера картины в Швеции, где она получила в основном положительные отзывы. Так давайте и мы посмотрим, что же получилось у Элен Катте и Бруно Форзани…

Картина практически не имеет сюжета, вернее он есть, но едва прослеживается. Главной героиней «Амера» является Анна, чью жизнь нам и показывают в условных трёх частях ленты: детство, отрочество и зрелый возраст. Эта девочка росла в нездоровой атмосфере в старинном особняке с весьма странными родителями, которые держали уже начинающий гнить труп родственника в одной из комнат. С детства у неё развиваются разные страхи и фобии, связанные с эротизмом и смертью и она проносит их через всю жизнь…, навстречу некоему убийце в чёрных перчатках…

В Италии 1970-х было снято немало картин, сюжет которых слабо прослеживался, так как авторы уделяли куда больше внимания созданию причудливого визуального ряда, эстетскому насилию, готической атмосфере и внедрению в своё полотно различных образов, мыслей, отсылок, аллюзий. Всё это превращало фильм в мрачное, сюрреалистическое, авангардное полотно, недоступное понимаю рядового зрителя. И авторы «Амера» пошли по тому же пути.

Amer Amer

Режиссёры наполняют свой фильм безумными образами, скрупулезно показывая малейшие детали интерьера и лиц людей, попутно создавая мрачную атмосферу с помощью яркой цветовой палитры и множества различных шорохов, звуков, скрежетов. Кажется, что мертвец, лежащий на кровати, вот-вот откроет глаза, а за дверью слышен вой других мертвых. Служанка, одетая во всё чёрное и с покрытой чёрной шалью головой, вообще производит впечатление самой смерти, призрака из иного мира. Различные визуальные и звуковые эффекты (которые невозможно описать словами – нужно видеть и слышать) на фоне музыки Бруно Николаи, Стельвио Чиприани и Эннио Морриконе уносят зрителя в загадочный мрачный сюрреалистический мир, где нет ответа ни на один вопрос, где каждая последующая сцена едва ли связана с предыдущей и где может произойти всё, что угодно. Финальные сцены с человеком в чёрных перчатках – это дань эстетскому ультранасилию итальянских джалло. Только здесь эта сцена до неприличия продолжительна и снята в весьма авангардном ключе.

Фильм практически не имеет диалогов, а те немногие разговоры главных героев представляют собой причудливый микс французского и итальянского языков. Собственно, эта картина является путешествием по ночным кошмарам и фобиям главной героини, эдакий экскурс в больное подсознание будущего маньяка. Прекрасно!

Теперь о том, что мне не понравилось. Слишком много крупных и детальных планов, доходящих чуть ли не до физиологических подробностей. Понимаю, что это, возможно, своеобразный стиль режиссёров, но всё же имею право высказать своё мнение. Мне кажется, что не стоило делать такие крупные планы лиц актёров, различных частей их тел, при которых можно видеть чуть ли не поры кожи и всевозможные изъяны. Да ещё и в таких количествах. Это не идет на пользу эстетике и визуальному ряду. Условная вторая часть картины (отрочество) теряет связь с мрачностью первой и, на мой взгляд, весьма затянута. Думаю, что было бы лучше, если бы авторы выдержали свой фильм в едином стиле, предпочтительно в стиле детства Анны… Ну и… актёры. Итальянские джалло фильмы (да и не только) всегда славились красивыми и сексуальными актрисами. Тут этого нет. Главная героиня не отличается красотой, я бы даже сказал, страшненькая (добавим сюда ещё и мега-крупные планы её лица и почти всех частей тела), а её сексуальность никак не подчеркивается. Я уже молчу про эротизм, который пронизывал многие итальянские фильмы – его здесь почти нет.

«Амер» был дебютной полнометражной работой начинающих режиссёров, снятой при очень скудном бюджете, поэтому в данном случае на многое можно закрыть глаза. Общий итог: очень оригинальное кино не для всех, эдакая безумная сюрреалистическая эстетская фантазия на тему больного сознания некоей женщины. Одна из интересных работ последних 10 лет. Но уже видно, что у авторов есть большой потенциал, припасены оригинальные идеи и зарождается свой собственный стиль. Это похвально.

Amer Amer
Amer Amer
Amer Amer
Amer Amer
Материал опубликован: 02 декабря 2017 года