Дерево с розовыми листьями
- Оригинальное название: L'albero dalle foglie rosa, The Tree with Pink Leaves.
- Производство: Италия 1974г.
- Режиссер: Армандо Наннуцци.
- В ролях: Ренато Честие, Джон Ричардсон, Анджела Гудвин, Фабрицио Джовине,
Кармен Скарпитта, Уго Болонья, Леопольдо Триесте, Фульвио Мингоцци.
В Италии Армандо Наннуцци известен как талантливый оператор, послужной список которого включает в себя работу с кинематографистами, составлявшими элиту не только местного, но и мирового кинематографа: Лукино Висконти, Дино Ризи, Лилианой Кавани, Мауро Болоньини и многими другими. Кроме того он прославился ещё и тем, что после инцидента, произошедшего при съёмках фильма «Максимальное ускорение» (тогда в результате несчастного случая Наннуцци потерял глаз) подал иск на сумму в 18 миллионов долларов США к 18 людям, не обеспечившим, по его мнению, должную безопасность съёмочного процесса, среди которых был и «король ужасов» Стивен Кинг (в начале 1987 года вопрос был урегулирован заинтересованными сторонами во внесудебном порядке). Известность Армандо Наннуцци как оператора и человека, хотевшего судиться со всемирно известным писателем отодвинули на задний план ипостась Наннуцци-режиссёра, хотя он проявил себя и в этом качестве, пусть его фильмография в этом смысле очень мала. Режиссёрский дебют Наннуцци состоялся в 1974 году, когда им был снят фильм «Дерево с розовыми листьями». Эта картина резко выделялась на фоне основной массы итальянской кинопродукции того периода, всё более и более ориентировавшейся на эксплуатацию тем секса и насилия. Ныне «Дерево» является одним из самых малоизвестных итальянских фильмов, и о нём известно очень малому числу людей. Примечательно, что продюсером этой ленты был Клаудио Ардженто, дядя знамениого Дарио Ардженто, признанного мастера giallo movies.
Инженер-строитель Андреа состоит в браке с Глорией, которая родила ему двоих детей, Марко, которому едва минуло 10 лет и Монику, которая младше его почти в два раза. На первый взгляд - это счастливая и респектабельная семья, чей дом полная чаша и чьё будущее абсолютно безоблачно. Но на деле всё обстоит несколько иначе и данная ячейка общества уже вступила на путь своего разрушения. Проводящий большую часть времени на работе Андреа увлекается своей секретаршей, особой, гораздо более молодой, чем его супруга. Вскоре Глория узнаёт о наличии у мужа другой женщины и соглашается на развод с раздельным проживанием. Обычная, казалось бы, житейская история сильнейшим образом бьёт по Марко, обожающему своих родителей и не могущему представить то, что они больше не будут вместе. Андреа и Глория не обращают на сына особого внимания, будучи занятыми устроением своей жизни, что приводит к трагическим последствиям: одной дождливой ночью Марко, тяжело переживающий развод родителей и испуганный перспективой попасть в закрытое учебное заведение-интернат, вместе с сестрой собирает свои нехитрые пожитки и сбегает из дома. Но если Моника быстро вернётся домой, то Марко ожидает несчастье...
В своём дебютном фильме Наннуцци затронул тему кризиса семейных отношений, правда, он сделал это в довольно необычной манере, сильно отличавшейся от той, которую использовали его коллеги по цеху в лентах аналогичной тематики. Наннуцци снял не комедию peccati in famiglia и не драму (и то, и другое с обилием обнажёнки) о борьбе за наследство, поиске новых сексуальных приключений, нередко извращённых, где все персонажи взрослые люди, а картину о ребёнке, на чьих глазах рушатся отношения родителей. Для жанрового итальянского кинематографа тема эта, безусловно, необычная и у Наннуцци мог бы получится хороший фильм, но гениальный оператор оказался слабоватым режиссёром.
Продолжительность фильма составляет 95 минут, большинство из которых представляет собой материал из-за которого многие называют «Дерево с розовыми листьями» детским фильмом. И они не так уж и неправы. Режиссёр уделяет много времени показу повседневной жизни Марко и его лучшего друга - полноватого мальчишки, не отличающегося примерным поведением и часто получающим от своей матери увесистые оплеухи за свои номера. То с ещё одним своим однокашником ребята заходят в кабинку женского туалета, чтобы подглядывать за сидящей на унитазе девочкой, то дружок Марко симулирует повешение, до смерти пугая учительницу, ребята покуривают, приобретают у какого-то странного человека, обожающего попугаев и римского папу, картинки с полуголыми девицами, бесцельно шатаются по городу, помогают друг другу списывать контрольные... Иногда это разбавляется сценами, где Марко проводит время с родителями, например, с отцом на стройке или с матерью, катаясь на машине. Процесс разрушения семьи подробно не демонстрируется, всё подаётся какими-то полунамёками. Если для Андреа развод дело неприятное, но необходимое, то Глория переживает это более тяжело, хотя и она не желает понапрасну лить слёзы и находит себе кавалера. В такой обстановке дети оказываются предоставлены сами себе и неудивительно, что это приводит к трагедии. Последние 15-20 минут ленты смотрятся сильно: маленькие дети в одиночестве блуждают под холодным сильным дождём по ночному городу, а потом Марко сбивает машина, водитель которой предпочёл покинуть место происшествия. Искалеченный и промокший мальчик из последних сил ползёт на встречу к виднеющемуся его воспалённому сознанию дереву с розовой листвой, сказку о котором рассказывала ему бабушка. Полный драматизма финал резко контрастирует с предыдущим содержанием картины.
Главную роль Наннуцци отдал 11-летнему Ренато Честие, дебютировавшему в кино у Марио Бавы («Кровавый залив», 1971) в возрасте 8 лет. Чести сыграл очень добротно, передав чувства ребёнка, чей привычный мир рушится у него на глазах. Отца Марко играл британский актёр Джон Ричардсон, часто снимавшийся в Италии и ставший известный по одной из главных ролей в культовом хорроре «Маска Сатаны» (La maschera del demonio, 1960) того же Марио Бавы. Здесь он предстал в образе достаточно противоречивого персонажа: он ценный работник и вполне хороший отец, но построение новых отношений для него дело более важное, нежели семья. Он весьма легко идёт на уход от жены и детей, искренне считая, что Марко уже взрослый и должен всё понимать. Аристократически выглядящая Кармен Скарпитта, снимавшаяся не только в кино, но и в театре и на телевидении, сыграла Глорию, женщину, бросившуюся устраивать свою личную жизнь после ухода мужа, не очень-то заботясь о детях. В небольшой роли можно увидеть знаменитого Лепольдо Триесте. Музыкальное сопровождение написал Франко Микалицци.
«Дерево с розовыми листьями» - необычное для Италии 1-й половины 1970-х кино, когда в моде были джалло, комедийные спагетти-вестерны, decamerotico etc. Большая часть этого фильма, к слову, не содержащего себе вообще никакого эротизма, походит на продукцию для семейного просмотра, но для такого рода кино его финал чрезмерно мрачен и жесток.
P.S. В титрах сообщается, что фильм снимался в Palatino Studios в Риме, но некий юзер одного итальянского киносайта утверждал, что в конце мая 1974 года он был свидетелем съёмок «школьных» эпизодов картины и это происходило в Брешии.