Злоупотребление властью
- Оригинальное название: Abuso di potere, Shadows unseen.
- Производство: Италия-Франция-ФРГ 1972г.
- Режиссер: Камилло Баццони.
- В ролях: Фредерик Стаффорд, Марилу Толо, Франко Фабрици, Райнхард Кольдехофф (Рене Кольдехофф),
Коррадо Гаипа, Клаудио Гора, Нинетто Даволи, Умберто Орсини, Элио Дзамуто, Гвидо Леонтини,
Джанфранко Барра, Мишель Бардине, Луиджи Антонио Гуэрра, Раймон Пелльгрэн.
В период расцвета итальянского политического кино некоторые менее известные режиссёры, работавшие в жанре eurocrime, пытались привнести политические нотки в свои картины. Иногда их работы превращались во вполне годные политические полицейские триллеры, в то время как у некоторых они оставались сугубо криминальными, но несли в себе яркие элементы политического кино того времени. Таковой оказалась работа Камилло Баццони 1972 года под названием «Злоупотребление властью».
В прологе нам показывают пронырливого журналиста Энрико Гальярди (Умберто Орсини), который вел какое-то самостоятельное расследование, спутался с мафией и был убит. Полиция не в силах разгадать мотивы этого преступления, а вышестоящее начальство сильно давит и грозится прислать своих людей. Тогда местное руководство, скрепя зубами, решает поручить расследование отправленному в принудительный отпуск детективу Луке Мичели (Фредерик Стаффорд), который известен своим непокорным нравом и жестоким обращением с преступниками. Медленно, но верно он начинает раскручивать это дело и доставляет массу неприятностей мафии, одним из руководителей которой является Гюнтер Розенталь (Коррадо Гаипа), постоянно находящийся в том ресторане, где ошивался убитый в прологе журналист. Воротилы преступного мира организовывают знакомство Луки с Симоной (Марилу Толо) и через неё пытаются наладить с ним контакт и одарить подарками. Он соглашается и всё принимает, но мафия ещё не знает, зачем он это делает…
Перед нами весьма необычно снятый фильм. С одной стороны это poliziottesco, снятый в период расцвета жанра, с другой политическое кино, ибо постепенно главный герой начнет понимать, что преступность пустила корни и в высшие эшелоны власти, а с третьей из него мог бы выйти отличный джалло, если бы авторы пожелали добавить хотя бы пару кровавых убийств и киллера в чёрных перчатках. Но обо всём по порядку.
Сюжет этого фильма многослойный и содержит в себе элементы разных жанров. По большей части это детективный триллер, в котором главный герой ведет расследование убийства журналиста. Но с определенного момента сюжет делает поворот и теперь картина становится традиционным poliziottesco о борьбе полицейского с мафией, куда постепенно начинают вживляться политические элементы, смешивающие воедино расследование, борьбу с мафией и трагические последствия столкновения человека с коррумпированной властью. Всё это аккуратно обернуто в достаточно мрачную и тревожную атмосферу джалло с соответствующей музыкой Рица Ортолани.
В фильме немало ночных сцен, в которых герои будут ходить по пустынным улочкам, заходить в «злачные» места и просто тёмные закоулки. Неизвестность насквозь пронизывает эту историю, ибо как такового убийцу и не найдут, ибо это дело рук целой мафиозной сети, имеющей множество убийц. И эта сеть начала постепенное сращивание с властью, не обойдя вниманием и самого Луку Мичели. При такой атмосфере и визуальном ряде, музыке и англоязычном названии «Невидимые тени» (Shadows unseen) то и дело ждёшь появление убийцы в чёрных перчатках. Неспроста некоторые зрители помещают этот фильм в категорию джалло, но на самом деле мрачная атмосфера и саундтрек – единственное, что связывает данное творение и стильные итальянские триллеры «джалло».
Развитие событий в фильме происходит достаточно размеренно, действия не так много, но оно равномерно разбросано по всей истории, а финал приберегает для зрителя достаточно интересную и эффектно снятую погонею на автомобилях и последующее сражение главного героя с людьми мафии. Но большая часть экранного времени отдана расследованиям, допросам, общению Мичели с разными людьми и его постепенному погружению в мир криминального бизнеса и коррумпированной власти.
На главную роль был приглашен известный американский актёр Фредерик Стаффорд, хорошо известный по роли в фильме Альфреда Хичкока «Топаз» (Topaz, 1969). В 1970-х он уехал в Европу и снимался преимущественно в итальянских и испанских картинах вплоть до самой смерти в результате крушения самолета в Лугано в 1979 году. Его партнерами по съёмочной площадке были ветеран французского кино Раймон Пельгрен и ветеран немецкого кино Райнхард Кольдехофф. Регулярный гость полицейских фильмов Италии 1970-х Коррадо Гаипа засветился в роли одного из главарей мафии, а Марилу Толо сыграла соблазнившую главного героя Симону. Роль журналиста в прологе исполнил хорошо знакомый любителям итальянского кино актёр Умберто Орсини.
«Злоупотребление властью» - ещё одна добротная работа в послужном списке Италии 1970-х. Отличный, хорошо продуманный сюжет, замечательный актёрский состав, приятная мрачная атмосфера, великолепный саундтрек и небольшая доля политики делают это творение обязательным к просмотру для всех любителей европейского кино 1970-х.