Эбби
- Оригинальное название: Abby.
- Производство: США 1974г.
- Режиссер: Уильям Гирдлер.
- В ролях: Уильям Маршалл, Терри Картер, Кэрол Спид, Остин Стокер, Хуанита Мур.
Четвертой режиссёрской работой талантливого мастера низкобюджетного кино Уильяма Гирдлера стал своеобразный рип-офф «Изгоняющего Дьявола», снятый в жанре blaxploitation. Несмотря на низкий бюджет в примерно 200 000$ картина оказалась мега-успешной и заработала более 4-х миллионов долларов. И заработала бы больше, если бы не иск компании Warner Bros. к American International по поводу плагиата. Представители голливудской компании усмотрели в «Эбби» сходства с «Изгоняющим Дьявола» и выиграли суд, благодаря чему показ картины был остановлен, она пропала из поля зрения на долгое время, а сам режиссёр не получил ни копейки из собранных за время проката средств.
С самого начала съёмок картину преследовал злой рок. Всё снималось в Кентуки, откуда был родом сам Уильям Гирдлер, и в то время, а именно в апреле 1974 года, на этот регион обрушилась серия торнадо, в результате чего съёмки пришлось приостановить. Когда же они продолжились, злой рок не отступил: во время съёмок одной из сцен актёр Терри Картер сломал ребро, а в то время как Кэрол Спид появилась на съёмочной площадке в гриме демона, отключились все генераторы. Но фильм всё же был закончен и выпущен в прокат.
Некий епископ Уильямс находит в одной из пещер Нигерии древний артефакт. Отрыв его, он выпускает зло, которое пересекает океан и вселяется в жену его сына по имени Эбби. Поначалу она начинает вести себя странно: ей мерещится кровь и она начинает резать себе вены. С течением времени одержимость проявляет себя всё ярче: у девушки обнаруживается нимфомания, а также учащаются приступы неконтролируемой агрессии и сквернословия, во время которых её лицо приобретает демонический вид. Традиционная медицина бессильна и только вернувшийся домой Уильямс понимает, что к чему, и решает отправиться на поиски сбежавшей Эбби, чтобы провести ритуал экзорцизма…
В сюжетном плане картина действительно имеет много общего с «Изгоняющим Дьявола», но не повторяет его сюжет один в один, а лишь заимствует основную фабулу и некоторые элементы. К заимствованиям можно отнести сцены, в которых в далекой стране (в данном случае в Нигерии) находят древний артефакт, который и пробуждает демона, впоследствии вселяющегося в главную героиню. Здесь также есть сцена, в которой душа девушки просит о помощи, только надписи проступают не на теле, как в фильме Фридкина, а на зеркале. Ну и, конечно же, имеется финальный акт экзорцизма, а также сомневающийся в своей вере персонаж. В остальном же, картина полностью отличается от оригинала и имеет ряд оригинальных находок.
В данном фильме жертвой демона выступает совершеннолетняя девушка, а не ребенок, как у Фридкина. Это позволяет авторам наделить её большей самостоятельностью и придать сюжету эротический оттенок. Эбби охватывает нимфомания, и она пытается соблазнить каждого попадающегося на пути мужчину. Несмотря на это, обнаженки в фильме нет, как нет и обильной рвоты зеленого цвета, свойственно одержимым героям фильмов об экзорцизме. Зато имеется множество сцен с невменяемой, кричащей и сквернословящей Эбби, её побег из дома, похождения на улицах города, а также финальный акт экзорцизма… в баре…, включающий в себя элементы,как христианской религии, так и местных африканских верований.
Конечно же, в каждом кадре чувствуется дешевизна постановки. Одержимость главной героини в основном проявляется в агрессии и сквернословии, а всё остальное остается за кадром. Финальный обряд экзорцизма, на мой взгляд, получился не запоминающимся и скомканным, да и поведение публики в баре, когда за Эбби пришел муж, слишком наигранно. Но всё же фильм смотрится не без интереса, хотя среди рип-оффов «Изгоняющего Дьявола» можно подыскать экземпляры и поинтереснее, как, например, «Одержимость» (L’ossessa) Марио Гариаццо и «Шайтан» (Seytan) Метина Эрксана. А «Эбби» – добротный середнячок, годный для одноразового просмотра.