Зомби: начало
- Оригинальное название: Zombi: la creazione, Zombie: The beginning, Zombie 2009.
- Производство: Италия 2007г.
- Режиссер: Бруно Маттеи (Винсент Даун).
- В ролях: Иветта Изон, Элвин Энсон, Пол Холмс, Ронни Боос.
«Зомби: начало» является прямым продолжением предыдущего фильма Бруно Маттеи «Остров живых мертвецов» (L'isola dei morti-viventi) и его последней режиссёрской работой. Оба фильма вышли 17 сентября 2007 года (сначала в Чехии) и оба снимались на Филиппинах с активным привлечением местного населения, а сам режиссёр скончался незадолго до их премьеры. Здесь авторы повторили опыт 1980-х, когда многие американские и европейские режиссёры ехали в эту страну из-за дешевизны рабочей силы и красивых локаций для своих фильмов.
«Зомби: начало» - это второй клон «Чужих» Джеймса Кэмерона, снятый Бруно Маттеи. Первым был «Шокирующая тьма» (Shocking dark) 1989 года и совмещал в себе сюжет «Чужих» и элементы «Терминатора», из-за чего в Италии получил название «Терминатор – II». На этот раз Маттеи решил повторить успех прошлых лет, наплевав на авторские права и применив старую и опробованную технику copy&paste, т.е. использование в своём фильме материалов и сцен из других картин. В данном случае, в некоторых моментах «Зомби: начало» можно заметить фрагменты боевика Тони Скотта «Багровый прилив» (Crimson tide, 1995).
Я ожидал увидеть дико любительское кино, совершенно непригодное для просмотра (как его переделка «Ада каннибалов» под названием «На земле каннибалов» (Nella terra dei cannibali), вышедшая в 2004 году). Однако результат превзошел мои ожидания и на этот раз фильм получился на порядок лучше «Острова живых мертвецов». Да и вообще он вполне пригоден к просмотру, если сравнивать его с тоннами всякой низкобюджетной мути, выходящей в 2000-х и порой имеющей более крупные бюджеты.
Итак, фильм начинается ровно там, где заканчивается «Остров живых мертвецов». Главную героиню доктора Шэрон Димао (Иветта Изон) подбирает спасательный вертолет. После всего пережитого в первом фильме у девушки начинаются серьезные проблемы с психикой и ей требуется восстановительная терапия. Однако даже после успешно проведенного лечения никто не хочет верить её рассказам о зомби на далеком острове. Решив оставить свою работу и больше никому ничего не доказывать, Шэрон отправляется жить в буддистский монастырь. Однако через несколько лет те же люди, кто ей не верил, обращаются за помощью и просят возглавить экспедицию коммандос на тот же остров, так как отправленная туда научно-исследовательская группа не выходит на связь. Шэрон соглашается, но ещё не знает, что на острове есть нечто пострашнее зомби – в его дебрях обосновался «чужой», вернее его матка, которая использует людей для вывода своих детенышей. И самое главное – компания, нанявшая Шэрон, планирует привести «образцы» для исследования в мир людей. Теперь главной героине нужно во что бы то ни стало помешать планам компании и попутно уничтожить всю нечисть на острове…
Первые двадцать минут фильма немного затянуты. Ну ни к чему подобному кино столько продолжительные прологи с разговорами и реабилитацией главной героини. Но после того как группа коммандос и Шэрон отправляется на остров, начинается безостановочный экшен. Тут они узнают, что потерянная группа занималась экспериментами над зомби, а также что эти зомби реально существуют, их много, они разнообразны и очень опасны. Двигаются они несколько быстрее классических, но не так резко как некоторые современные, а убивать их можно выстрелом не только в голову, но и в сердце. Количество действующих лиц снижается с невероятной быстротой (во многом не без тупости самих людей, но её тут меньше, чем в первой части), а где-то с середины фильма представитель компании начинает делать козни оставшимся в живых, что только усугубляет их положение. Ну и в финал один-в-один скопирован с «Чужих» Кэмерона и несколько не клеится с остальной частью фильма, в которой фигурировали только зомби.
Что же касается спецэффектов, то Маттеи со товарищи старались делать всё по старинке, лишь изредка прибегая к компьютерным технологиям. Возможно, это объясняется тем, что у них не было достаточно денег и знаний, чтобы сделать так, как принято в современном кино. Однако всё это пошло только на пользу фильму и является неоспоримым его плюсом. Зомби выглядят очень реалистично, ибо это люди в гриме, причем весьма неплохом. Они будут активно нападать на живых и поедать их плоть, благо достаточно большое количество персонажей это позволяет. Любителей подобного кино ждёт море крови, много сцен с зомби и вывернутыми ими внутренностями – и всё это сделано очень качественно для такого дешевого кино. Сцены с «чужим» будут только в финале и опять-таки сделаны они достаточно. Конечно же, авторы не смогли позволить себе полноразмерного монстра, поэтому зрителю придется довольствоваться щупальцами, откладывающими в женщин личинки и неким подобием мозга в банке, который даже умеет говорить.
Чтобы не было недопонимания, повторюсь ещё раз: все описанные выше положительные стороны фильма являются таковыми только по сравнению с кино подобного рода. Для трэш-кино, любительщины, кино категории Z этот фильм весьма хорош и вполне сгодится для просмотра любителям ужастиков. Если рассматривать его в контексте жанра хоррор последних 15 лет, то он тоже является далеко не худшим его представителем, даже несмотря на почти любительскую постановку. Поэтому мой вердикт: кино очень даже пригодно для просмотра любителям фильмов про живых мертвецов.